7 жовтня в Україні вперше буде названо ім'я кращого педагога за версією "Global Teacher Prize Ukraine 2017"

Фіналіст конкурсу «Global Teacher Prize Ukraine 2017», вчитель-новатор з Полтавського навчально-виховного комплексу № 16, яка викладає історію, стала одним з п'яти претендентів на звання кращого педагога України та премію в 100 тисяч гривень.

Тетяна Веркалець

У 2014 році мільярдер Санні Варки з Об'єднаних Арабських Еміратів заснував премію з призовим фондом 1 мільйон доларів «Global Teacher Prize», яка з тих пір щорічно вручається кращому педагогу-новатора планети - автору інноваційної, ефективної, нестандартної методики навчання школярів. Національні версії цієї програми проходять в десятках країн по всьому світу. 7 жовтня в Україні вперше буде названо ім'я кращого педагога за цією версією. У п'ятірку фіналістів конкурсу «Global Teacher Prize Ukraine 2017», який проводився в три етапи, увійшли Владислав Качур із Вінниці (англійська та німецька мови), Вікторія Биркович з Ужгорода (початкова школа), Наталія Гладких з Києва (предмети початкової та середньої школи) , Паул Пшеничка з Чернівців (фізика і астрономія) і Тетяна Веркалець з Полтави (історія). Під час церемонії нагородження переможців (вона відбудеться в Національному академічному драматичному театрі імені Івана Франка) журі конкурсу назве ім'я переможця і вручить йому премію. Але поки інтрига залишається ...

Кореспондент «ФАКТІВ» поспілкувалася з 37-річною Тетяною Веркалець, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"— Подать заявку на участие в престижном конкурсе я успела буквально в последние минуты, — улыбается Татьяна Ярославовна. — В тот день меня, как это часто бывает в ответственные моменты, подвела техника: не работал телефон, не могла выйти в Интернет, чтобы отправить документы. А одна только анкета состояла из 22 страниц печатного «вордовского» текста со ссылками на сайты, «Фейсбук» и другие источники, подтверждающие мои профессиональные достижения.

— Ого! Значит, есть что рассказать о себе. А если кратко?

— Мой педагогический стаж — 15 лет. В школу я пришла преподавать историю, будучи пятикурсницей Полтавского государственного педагогического университета. И еще полтора года продолжала учиться в магистратуре, кстати, уже как классный руководитель, имея 27-часовую нагрузку в неделю. На занятия в университете могла попасть раз в несколько дней, пропущенные темы сдавала индивидуально. Тем не менее оба диплома — и специалиста, и магистра — у меня красные.

Участвовать в различных конкурсах начала, как только почувствовала, что приобрела опыт, которым не стыдно поделиться с другими. Мои педагоги учили: «Не бойся показать себя». Среди основных достижений — победа в І этапе всеукраинского конкурса «Учитель года — 2008» и финальном этапе «Учитель года — 2016». Я возглавляю методическую творческую группу учебно-воспитательного комплекса, являюсь администратором сайта «Информационное пространство учителей истории города Полтавы» и членом оргкомитета по проведению городской олимпиады по истории, постоянным судьей областной интеллектуальной игры «Дебаты», депутатом Щербаневского сельского совета Полтавского района…

— Ничего себе!

— И всю эту деятельность нужно было представить в пятиминутном рассказе на первом этапе конкурса, — продолжает Татьяна Веркалец. — Изначально, надо заметить, на него было подано около двух тысяч заявок. Однако большинство претендентов жюри, находившееся в Киеве, Одессе и Харькове, отсеяло. В результате к конкурсу были допущены порядка 700 человек. Из них отобрали пятьдесят. А уже из этого числа была названа двадцатка полуфиналистов, куда вошла и я. Кстати, на каждом этапе состав членов жюри, среди которых были представители и Министерства образования, и общественного союза «Освитория», выступившего организатором масштабной акции, и студенты педагогических вузов, менялся. Новые судьи смотрели на претендентов непредубежденным взглядом, поэтому в их объективности не приходится сомневаться. И до последнего момента никто из конкурсантов не знал, проходит он дальше или остается «за бортом».

— Вы были уверены, что дойдете до финала?

— А зачем тогда принимать участие в таком грандиозном проекте, если не мечтаешь победить? Хотя, как любой здравомыслящий человек, в какие-то моменты сомневалась в собственных возможностях. Ибо каждый претендент на звание лучшего учителя Украины был этого достоин. У нас ведь столько талантливых педагогов! Если бы собрать их в одной школе, это была бы бомба!

— Но что именно вам помогло обойти многих конкурентов?

— На первом этапе — музыкальный любительский фильм, снятый на камеру обычного айфона, под названием «Один день из жизни учителя Татьяны Веркалец», в котором участвовали маленькая дочь и ученики. В нем сжато, с юмором показан мой обычный рабочий день: я ведь не только провожу уроки, но и слежу за тем, чтобы каждый ребенок съел свою порцию в столовой, чтобы вышел из школы в шапке, когда на улице холодно. Танцую и пою вместе с детьми, ищу для них интересные задания, занимаюсь в библиотеке… Ролик был создан с первого дубля. Такого оригинального представления не было ни у кого.

— Что больше всего запомнилось из трех дней, проведенных в Одессе, пока длился полуфинальный этап конкурса?

— Танцы на пляже «Ланжерон» в одинаковых белых майках под руководством Майкла, учителя хореографии из Кении, входящего в десятку лучших педагогов мира. Отдыхающие, возможно, думали, что мы из какой-то секты… Здесь же, разбившись на группы, мы проводили социологический опрос среди пляжников, в частности, на тему «Что может дать современная школа ученикам?» И знаете, наши рекомендации, выработанные на основе полученных ответов, очень заинтересовали заместителя министра образования Павла Хобзея. Он вступал в дискуссию, что-то записывал.

Интересно прошли интегрированные уроки в Усатовском учебно-воспитательном комплексе под Одессой. В моей группе оказались учителя английского языка, информатики, математики и дефектолог. На подготовку к уроку на тему «Технология big data» (то есть проблемы обработки и хранения больших объемов информации) организаторы конкурса дали час. Нам с коллегами удалось донести десятиклассникам главный посыл занятия: несмотря на все большую зависимость человека от техники и массивный поток информации, его мозг в состоянии оперативно усваивать достаточное количество нового материла, а затем использовать знание на практике. При этом каждый из нас использовал свой оригинальный прием в подаче новых знаний для школьников. Со мной, например, они рисовали облачко, состоящее из слов, имеющих отношения к истории.

— Мне кажется, преподавать историю, которую ученые регулярно переписывают, весьма сложно. А как думаете вы?

— Учебник для меня не догма. История — это анализ, синтез информации. Я не даю своим ученикам прямых выводов, мне важно, чтобы они сделали их самостоятельно. Если у выпускника школы не будет своей точки зрения на происходящее, значит, его плохо учили. Стараюсь учить детей анализировать факты, не боятся высказывать собственные мысли, уважать мнение оппонента, критически относиться к высказываниям политиков и даже своего учителя истории.

— Наверное, вы знаете приемы, как запоминать исторические даты. Ведь у многих с этим возникают проблемы.

— Проще всего делать это с помощью ассоциаций. Например, связывать даты с днями рождения родных, друзей, номерами домов, квартир. Хотя практика показывает, что со временем большинство таких цифр стираются из памяти. Но хотя бы приблизительно мы все равно что-то усваиваем. И поэтому важно уметь использовать, так сказать, остаточные знания, чтобы быстро найти точные данные в книге или в Интернете.

Особенно много неудобных вопросов учителю истории ставят старшеклассники, которые понимают суть происходящих событий в стране и не согласны с некоторыми их трактовками в учебниках. Мне остается лишь руководить ученическим анализом современной истории.

— Как вы реагируете на списывание?

— Если на контрольной работе в мае ученик ищет ответ в начале учебника, следовательно, он плохо усвоил материал. Меня больше радует, когда за ответом заглядывают в конец учебника. Значит, знают, где искать! И я не стану забирать шпаргалку, если увижу, что ученик ею пользуется. Молодец, это плюс. Ведь, пока ребенок писал ее, он что-то запомнил, лучше усвоил материал. Увы, современные дети почти не пишут шпаргалок, полагаясь больше на гаджеты.

— Назовите проблему в системе школьного образования, от которой вы хотели бы избавиться.

— Рейтинговая оценка работы педагогического коллектива, предполагающая погоню за общими баллами успеваемости.

— Вы — классный руководитель в восьмом классе. Как воспитанники воспринимают ваши успехи?

— Для детей это стимул развиваться и не бояться участвовать в конкурсах. Они понимают, что постоянно учиться — модно и престижно. В моем классе есть две ученицы, сочиняющие стихи. Так вот, девочки написали целую поэму о… медузе и отправили ее на международный творческий конкурс, посвященный проблеме сохранения океанов, о котором я как-то рассказала. Позже мы узнали, что сочинения нужно было подать на английском языке. Но, в виде исключения, его приняли. Ждем результатов.

— Когда вы сами увлеклись историей?

— После того как моя старшая сестра, в то время студентка исторического факультета Полтавского педуниверситета, взяла меня на раскопки в археологическую экспедицию.

— Семья вас поддерживает?

— Это мой надежный тыл. Муж, Вячеслав Опанасенко, тоже педагог по образованию — биолог, хотя давно уже работает предпринимателем. Он прекрасно меня понимает. Как и мама, и сестра, с которыми мы живем вместе. На них я всегда могу рассчитывать, когда приходится на несколько дней отлучаться из дому. Знаю, что дочка будет накормлена и не пропустит ни одного занятия в кружках. Я очень благодарна организаторам конкурса «Global Teacher Prize Ukraine 2017», которые пригласили на мероприятие в театр имени Франко не только участников конкурса, вошедших в топ-50, но и их семьи. Ведь без близких мы не смогли бы добиться успеха.

— Волнуетесь, достанется ли вам главный приз — 100 тысяч гривен?

— За ежедневными хлопотами даже не было времени об этом толком подумать. Знаете, как у школьного учителя? В сентябре нырнул в работу, а в мае вынырнул. Но на душе спокойно. Очень жду встречи с коллегами — за время проведения соревнований мы сдружились. А наша пятерка финалистов уже получила высокую награду — поездку на Международный форум педагогов в Дубай (он состоится 18—19 марта следующего года), а также возможность пройти обучение в общественном союзе «Освитория»."

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...