"Чорні лебеді" президентських перегонів, - політолог

Динамічність, непередбачуваність і швидка зміна передвиборних розкладів, як в калейдоскопі, - відмінні риси набираючої обертів кампанії з виборів президента.

Про це у своєму блозі пише політолог Андрій Миселюк, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Отличительная черта выборов президента по-украински: каждые выборы главы государства являются если не "судьбоносными", то, как минимум, уникальными.

И если убрать излишний пафос в их оценках, приходится признать, что на каждых выборах президента создаётся несущий каркас политической повестки дня на ближайшие годы.

Что касается внешней уникальности, то и здесь всегда есть изюминка. Например, использование российского сценария переизбрания Ельцина образца 1996 года с выводом во второй тур удобного соперника-коммуниста при переизбрании Леонида Кучмы 1999 года.

Следующие выборы – массовые фальсификации, Майдан и "третейский" третий тур выборов, принесший победу оппозиционному кандидату Виктору Ющенко. Особенность последних выборов и победы Порошенко – впервые в новейшей украинской истории обошлось без второго тура.

Главной внешней фишкой нынешних выборов, по крайней мере – пока, является отсутствие пары кандидатов, ушедших в качественно большой отрыв от соперников.

Все соцопросы раз за разом фиксируют большое количество кандидатов с примерно одинаковыми, в пределах нескольких процентов, результатами.

Эта многополюсность имеет высокие шансы сохраняться долго.

В то же время уже обозначилась пятёрка неожиданных событий, которые будут иметь значительные последствия для хода выборов – так называемые "чёрные лебеди". Которые в очередной раз могут кардинально перерисовать эскиз избирательной гонки.

Первый: Неуклонное падение рейтинга Порошенко

Обсуждая в прошлом году стратегию победы на выборах, в команде Порошенко рассчитывали реализовать приносящую победу технологическую "двухходовку". Её составляющие:

1) выход Порошенко во второй тур вместе с основной соперницей Тимошенко и

2) победа во втором туре действующего президента с незначительным преимуществом с расчётом на то, что "из двух зол всё-таки избиратели выберут меньшее".

Президентские рейтинги Порошенко и Тимошенко на тот момент подтверждали обоснованность этих расчётов – разрыв между кандидатами составлял 1-2%, то есть в пределах статистической погрешности.

В зависимости от месяца проведения опроса и проводившей его компании, рейтинг кандидатов возглавляли то Порошенко, то Тимошенко.

Однако с конца прошлого года Тимошенко заняла единоличное лидерство по опросам. При этом рост её рейтинга шел одновременно с падением показателей Порошенко, который, по последним данным, выбыл даже из первой тройки претендентов.

Кривая падения рейтинга Порошенко, скорее всего, сохранится в среднесрочной перспективе. Эта устойчивая тенденция является первой большой неожиданностью на пути к переизбранию действующего главы государства. При том, что падение рейтинга Порошенко обусловлено рядом объективных причин.

В первую очередь, отсутствием в кампании Порошенко месседжей, созвучных ожиданиям украинцев. Соцопросы раз за разом фиксируют, что украинцев больше всего беспокоит война на Донбассе, падение уровня их жизни и экономическая ситуация в стране в целом.

В то же время Порошенко до последнего момента пытался акцентировать свою избирательную кампанию на закреплении отношений с Евросоюзом в Конституции (уровень поддержки как первоочередной темы – 4%). А также на получении автокефалии для украинской православной церкви – при том, что лишь 31% украинцев поддерживают создание единой церкви.

Среди других факторов, влияющих на дальнейшее падение рейтинга Порошенко – активная работа против президента мощнейшего ресурса его оппонента Игоря Коломойского, телеканала "1+1". А также не сработавшая попытка привязки Порошенко к самым разнообразным успехам и победам с набившим у граждан оскомину "перерезанием ленточек".

Да и сама идея стратегов кампании этого кандидата в стиле "У Порошенко много достижений, но о них мало кто знает – надо громче о них говорить и надо всем напомнить" не работает. Как она не сработала на кампании 2009 года у Ющенко.

Порошенко сознательно или бессознательно воплощает в своей президентской деятельности многие политические модели Ющенко. Может потому, что он был руководитель избирательного штаба его блока "Наша Украина" на парламентских выборах 2002 года?

В итоге осенью перед Порошенко может четко выстроиться дилемма – повторить весьма скромные результаты Ющенко в попытке переизбраться на второй срок или заблаговременно отказаться от участия в выборах. Хотя оппонентам действующего гаранта в любом случае пока рано списывать его со счетов.

Второй: Тимошенко-концептуалистка

То, что Юлия Тимошенко будет принимать участие в выборах, было очевидно с самого начала. Вопрос стоял только в каком образе она пойдёт на штурм президентской высоты.

Поскольку лидер "Батькивщины" а) находится в оппозиции к президенту Порошенко и при этом б) традиционно выступает с крайних позиций критики и популистских обещаний, многие ожидали, что она и на этот раз будет выступать в привычном амплуа.

Её появление в июне задолго до старта президентской кампании с широко разрекламированным программным "Новым курсом Украины" стало второй крупной неожиданностью этой кампании.

С технологической точки зрения, с помощью этого шага ей удалось решить несколько важных задач.

Во-первых, предложив собственный большой план развития страны, обозначить своё позиционирование как лидера президентских рейтингов.

Во-вторых, послать открытый месседж олигархам и крупному бизнесу, значительная часть которых пока занимает выжидательную позицию. И воздерживается от того, чтобы ставить на конкретных кандидатов с учётом отсутствия ясности их реальных шансов на победу. Это заявка на то, что сотрудничать надо именно с ней.

В-третьих, показать Западу наличие у неё стратегического видения на понятном для него языке. Даже название своего проекта Тимошенко выбрала, как у Рузвельта – "Новый курс".

По форме Тимошенко фактически взяла и слегка "подрихтовала" лозунг своего соперника по выборам 2014 года о "жизни по-новому". Правда, в отличие от Порошенко, попыталась подкрепить эту заявку на новизну наполнением – концепциями развития в политической, экономической и других плоскостях.

Получилось это частично – в стартовой, политической части, при детальном анализе легко обнаруживаются нестыковки фрагментов разных концепций.

А тонкости политического устройства, блокчейн, семь пунктов баланса Римского клуба, "сырые" идеи о привлечении общественных ассоциаций к управлению страной и тому подобные мысли большинству украинцев вообще малоинтересны.

По данным соцопросов, такие вещи располагаются на периферии интересов украинских избирателей. Либеральная же прослойка очень узка и скептически относится ко всем, кто не является ее выходцем.

В то же время, с точки зрения реализации задач

а) мобилизации своего электората и

б) влияния на повестку дня выборов,

в целом Тимошенко своей цели добилась.

Во-первых, "ядерный электорат" лидера "Батькивщины" воспримет от неё любые идеи "на ура".

Во-вторых, она раньше своих конкурентов дала старт программному этапу избирательного забега – первой выдвинула большую и по крайней мере внешне целостную концепцию. Тем самым явочным порядком стала лидером этого этапа, задала направление и темпоритм гонки.

В результате ЛОМам (лидерам общественного мнения – ред. ), да и политическим оппонентам Тимошенко в разной степени, но всё же пришлось втянуться в заданные ею темы дискуссий.

И это дает претендентке на президентское кресло шанс добиться главной цели – привлечь часть электоральной периферии. Даже образованной, умной и недоверчивой. Просто потому, что она, выражаясь боксерской терминологией, начала "работать первым номером" – в команде Тимошенко считают, что только так есть возможность получить ощутимое преимущество над соперниками.

Но если экономическая часть "Нового курса" будет так же далека от народа, как и предложенные "на первое" политические изыскания, то её презентация для Тимошенко уже сыграет "в минус".

Тем более, что на этот раз воспользоваться эффектом неожиданности у главы "Батькивщины" уже не получится – конкуренты будут уже готовы к её экспромтам и немедленно начнут "разбирать по кирпичикам" все её предложения.

Правда, в тематике защиты населения от роста цен, падения уровня жизни, высоких тарифов и тому подобных "происков преступной власти" Тимошенко в оппозиции при всех президентах чувствовала себя в своей стихии. Поэтому наверняка и сейчас в этой части её "Нового курса" будут традиционные тарифы, олигархи, коррупция, офшоры и радикальные рецепты борьбы с вышеупомянутыми происками.

Впрочем, у Тимошенко еще есть время как подправить "новый курс", так и вернуться к старым, традиционным месседжам.

Третий: Резкий взлёт в рейтингах Гриценко

Рост популярности этого политика объясняется несколькими факторами. Во-первых, есть традиционный запрос общества на "третью силу". И этому запросу образ Гриценко хорошо соответствует.

Во-вторых, общество требует новых лиц в политике. Несмотря на то, что Гриценко в большой политике второй десяток лет, в восприятии части избирателей он подпадает под образ "нового лица".

В-третьих, части общества нравится образ "сильной руки", который выбрал своей главной идеологемой экс-министр обороны. Хотя с его стороны чем дальше, тем больше становится заметен крен в сторону "просвещенного авторитаризма" а-ля "украинский Пиночет".

В своём позиционировании он отчётливо претендует на нишу "Чистый" кандидат без багажа компромата, но со своей историей успеха". На эту нишу до "мусорной атаки" претендовал львовский мэр Андрей Садовый.

В то же время, существует серьёзная проблема, так и не решенная кандидатом за много лет участия в общенациональных выборах – Анатолий Гриценко каждый раз демонстрирует отсутствие у него команды и эффективной региональной структуры по стране в целом, а не в избранных областях.

Но самое слабое его место – избиратели воспринимают Гриценко как очень перспективного кандидата только на уровне теоретической готовности его поддержать.

Как показали предыдущие кампании с его участием, когда приходит момент определенности, симпатики этого политика отдают голоса за других, более реальных в их восприятии претендентов на победу.

В сухом остатке их резоны выглядят так: "Он сам по себе очень хороший парень, который говорит правильные вещи. Но ни защитить наш выбор, ни выполнить свои хорошие обещания в джунглях украинской политики ему не по силам – поэтому лучше голосовать за практиков, а не за замечательных теоретиков".

Так это происходило на всех предыдущих выборах, в которых участвовал Гриценко, но с двумя качественно новыми вводными.

Во-первых, ещё ни разу Гриценко так высоко не поднимался в рейтингах кандидатов. А во-вторых, на нынешних выборах ведущие фигуранты рейтингов идут очень плотно друг за другом, с разницей в несколько процентов, часто – в рамках статистической погрешности.

Возможное резкое "проседание" его рейтинга с нынешних вершин электоральной популярности на этих выборах может оказаться тем третьим "чёрным лебедем", который серьёзно спутает карты всем остальным участникам кампании.

Впрочем, возможно, Гриценко попытается на этой кампании действовать как-то по-новому – для того, чтобы этого обвала не допустить.

Четвёртый: Вакарчук – популярный не-политик с чистым бэкграундом

Вакарчук первым из альтернативных кандидатов оформил свою ставку в "президентском казино", где до этого были только классические претенденты – те же Порошенко, Тимошенко, Гриценко и Ляшко.

Ещё в декабре прошлого года Вакарчук выступил со своими "Десятью пунктами"реформирования Украины.

Предложив апгрейд программы "Десять шагов навстречу людям" Ющенко на выборах-2004, Вакарчук вернул в отечественную политику явление политика-визионера. То есть того, кто

1) предлагает своё комплексное вИдение реформированной страны и

2) показывает путь к этому состоянию.

Это четвёртый качественно новый поворот на трассе президентских выборов-2019.

Предлагая свою программу и претендуя на внимание избирателей, Вакарчук, или те, кто за ним стоит, в любом случае рассматривает сформулированное им вИдение будущего Украины как элемент своего комплексного продвижения. Продолжая отрицать тот факт, что общественная активность является лишь подготовкой к мощному старту его политического проекта.

С тем, чтобы потом в удобный момент объявить о своём участии в президентских выборах.

Те, кто занимается разработкой стратегии кампании Вакарчука, исходят из того, что визионерские предложения снова затребованы у избирателя, как это было при завершении десятилетней эпохи Кучмы 14 лет назад.

Однако суть вопроса в том, насколько востребованы? Нужны данные серьёзных социологических исследований для подтверждения или опровержения этой уверенности.

Безусловно, стране и обществу действительно необходимы такие стратегические подходы помимо грамотных тактических шагов.

Вопрос только в том, насколько у избирателя, пережившего крушение надежд на исполнение масштабных обещаний времён Евромайдана, сохранилось доверие к предвыборным предложениям и их носителям. Оба эти вопроса остаются пока открытыми.

Еще один открытый вопрос – удастся ли Вакарчуку преодолеть пропасть между отношением к нему как к всеобщему кумиру и готовностью за него голосовать.

У него есть та же проблема, что и у Гриценко: избиратели отлично относятся к лидеру "Океана Эльзы" как к замечательному человеку, певцу и общественному деятелю. Но, по крайней мере пока, у большой части социума есть сомнения в его способности выиграть выборы и руководить Украиной в нынешних сложных условиях.

Пятый: Единый кандидат для электората Восточной Украины

В противоположном политическом спектре – несколько меньшем, чем национально-демократический, в котором выступают все выше названные четыре кандидата – конкурируют между собой один из лидеров "Оппоблока" Юрий Бойко и глава партии "За жизнь" Вадим Рабинович.

Долгое время они попеременно лидировали в списке кандидатов в президенты от Восточной и Южной Украины.

Но, по последним данным, Юрий Бойко вырвался вперёд. И уже входит в когорту основных претендентов на президентство.

С декабря его рейтинг существенно вырос, в то время как у Рабиновича эта поддержка упала с 7,7% до 5,5%.

При благоприятных условиях, разрыв между Бойко и Рабиновичем будет только увеличиваться. Поскольку в восприятии избирателей Востока и Юга страны Бойко более соответствует востребованному имиджу "крепкого хозяйственника", способного эффективно отстоять интересы этих промышленных регионов. Плюс он имеет поддержку такого мощного медиа-ресурса, как телеканал "Интер".

Вместе с тем, Бойко на сегодня ещё далёк от того, чтобы аккумулировать поддержку протестного поля всего Востока и Юга Украины – в прошлом традиционной электоральной базы партии регионов и Виктора Януковича. Ведь это поле куда шире, чем даже самые оптимистичные рейтинги "Оппоблока" и других политических проектов, вроде той же партии "За жизнь".

Вопрос о том, будет ли предложен единственный кандидат на президентских выборах от этого спектра, пока не закрыт.

Если условная "партия антимайдана" определится с единым кандидатом до конца года, это может вызвать мощнейшую электоральную волну, которая пока не проявляется ни в социологии, ни других исследованиях.

В таком случае единый кандидат от протестного электората Востока и Юга страны станет пятым "чёрным лебедем", причём окажется самым крупным из всей пятёрки."

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...