Демократія існує і не тільки: ТОП-5 висновків українки після чотирьох років життя у США

Америку часто порівнюють з підлітком: наполегливим, творчим, оптимістичним, волелюбним, готовим до творення і відкриттів, але при цьому - дуже наївним...

Про це у своєму блозі пише журналіст Ксенія Кириллова, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"На днях исполнилось четыре года с моего приезда в США – первого в жизни визита в эту страну, с которого и началась эта неожиданная и нелегкая эмиграция. Сейчас уже можно подвести какие-то итоги моим первым впечатлениям об этой стране. Итоги эти, безусловно, субъективны. Вообще Америка разнообразна настолько, что она – у каждого своя. Эмигрантские истории живущих здесь людей различаются так сильно, что кажется, что речь идет о разных странах. Очень многое зависит от того, в какое время и на каких основаниях человек приехал сюда, насколько был готов к эмиграции, чего ожидал и что в итоге получил. Поэтому мои наблюдения отражают только "мою Америку".

Я могу выделить пять вещей, ставших для меня своего рода открытиями: как приятными, так и нет.

1. Демократия существует. В последние годы российская пропаганда так активно пытается уверить нас, что свобода, демократия, власть закона и прочее – это лишь мифы, иллюзии, которые служат для прикрытия агрессивной внешней политики, коррупции и конспирологии, что даже самые прогрессивные люди невольно заразились общим цинизмом. Американская свобода и законность в своем живом воплощении часто становятся сюрпризом даже для тех, кто теоретически верил в них и хорошо относился к США еще до приезда сюда.

Можно ли представить себе в современной России, что президент требует от спецслужб прекращения расследования и личной лояльности, а те, выдерживая колоссальный прессинг, тем не менее, не сдаются, и продолжают следовать закону, не боясь идти против "сильных мира сего"? Можете ли вы назвать хоть один случай на постсоветском пространстве, когда обычный судья блокирует решение президента? Или губернатора, бросающего открытый вызов правительству? Можно ли вообразить, что человек с откровенно оппозиционными взглядами может занять серьезный государственный пост, а любой протестный митинг требует только уведомления, а не согласования? И даже те, кто искренне ненавидит эту страну, могут делать это открыто, не боясь репрессий. В США свобода – это не просто красивое слово, а образ жизни и основа менталитета людей. Они искренне удивятся, если вы скажете им, что можно жить по-другому.

2. Гражданская активность. Этот пункт неизбежно вытекает из первого. Гражданская активность в Америке зашкаливает. Она проявляется здесь во всем: в многообразии правозащитных и политических организаций, в социальной деятельности, благотворительности, творчестве и настоящей экзотике, когда в центре города могут организовываться битвы на подушках. Арт-фестивали прямо в городских переулках, рождественские постановки в парках маленьких городков, вечеринки с декорациями в стиле "Гарри Поттера", выставки цветов, плюшек, носков и всего, чего душа пожелает, благотворительные сборы средств, дни цветения всего, что хотя бы теоретически способно цвести, закрытые женские клубы, где, как и полвека назад, играют в бридж – перечислить все просто невозможно. Америка бурлит активностью, и каждый способен найти здесь занятие по душе.

3. Законность не равна справедливости. А вот теперь о менее приятном. Америка предельно забюрократизирована, и многие из тех, кто приехал сюда в последние годы, могут это подтвердить. И речь идет не только о многолетних очередях на получение документов или организациях вроде DMV, над которыми шутят даже в культовых фильмах и мультиках. Эта страна подчинена процедуре настолько, что подчиненность эта порой оборачивается ей во вред.

С одной стороны, постулат, что закон одинаков для всех, по сути своей абсолютно верен. Мы приехали сюда, потому что устали от взяток, кумовства, избирательного правосудия и того, что государство выбирает себе "любимчиков" в зависимости от взглядов и расправляется при этом с инакомыслящими. Однако оказывается, что верховенство процедуры тоже имеет свою оборотную сторону. Системой можно манипулировать, а процедуру – использовать в своих интересах, и очень часто исход конкретного дела зависит не от реальных его обстоятельств, а от наличия хорошего и высокооплачиваемого юриста. И очень часто какие-то блага здесь получают не те, кто их достоен, а те, кто хорошо знает, что нужно сделать, чтобы их получить.

Многие эмигранты, живущие здесь уже давно, приводили мне примеры десяток историй, когда люди обманывали "систему" и десятилетиями пользовались плодами своего обмана. В результате, те, кто хорошо изучил возможности получения различных бенефитов и способен "подогнать" свою историю под бюрократические требования, может получить от этой страны практически все, что захочет. С другой стороны, честным труженикам, не искушенным в вопросах льгот и юридических тонкостей, часто не приходится рассчитывать ни на какую помощь.

Большинство выходцев с постсоветского пространства привыкли персонифицировать государство. Однако Америка как страна предстает для эмигранта абсолютно безликой. Равнодушие со стороны бюрократии является неизбежной платой за свободу. Искать возможности, пробиваться, рекламировать себя, доказывать, что ваша история правдива, искать льготы или гранты и иметь дело с документами вам придется самим. Ожидать от Америки, что вас "заметят" или "сами разберутся", довольно наивно. История Золушки, в которой вознаграждение за честность и тяжелый труд приходит к героине неожиданно и само, здесь практически не сбывается. Помимо того, чтобы быть хорошим специалистом, здесь нужно уметь пробиваться, и к этому нужно быть готовым. И еще необходимо помнить, что американцы далеко не всегда сдерживают свои обещания, и рассчитывать на что-то вы гарантированно можете только в случае уже подписанного контракта.

Для многих людей с постсоветского пространства, привыкших к тому, что "талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами", тяжело привыкнуть, что в ваших эмиграционных делах здесь будут смотреть в первую очередь на соответствие формальным требованиям, а не на что-то другое. С другой стороны, "личный" подход со стороны государства, привычный для постсоветского пространства, постоянно грозит соскользнуть в произвол, когда власти определяют "своих" и "чужих" в зависимости от собственной прихоти (или взяток), и активно помогают одним, "топя" других. Существует ли баланс между безликой процедурой и справедливым отношением к конкретному человеку, сказать трудно, но, похоже, ни одна страна в мире не определила его идеально. Одно можно сказать наверняка – бюрократия, даже несовершенная и легко манипулируемая порой, все же неоспоримо лучше, чем диктатура.

4. Уязвимость. Американцы, действительно, могут быть предельно наивны. Обвинительное заключение спецпрокурора Роберта Мюллера уже подробно обрисовало картину российского вмешательства в американские выборы – яркий пример эксплуатации этого качества. Америку часто сравнивают с подростком: упорным, творческим, оптимистичным, свободолюбивым, готовым к созиданию и открытиям, но при этом – очень наивным. Многие американцы, действительно, с легкостью поверили кремлевской пропаганде, даже не разглядев ее источника.

Здесь принято верить любому слову, и в случае столкновения со лжецами обманываются не только чиновники, но и рядовые американцы. Демократия, действительно, необычайно сильна в одном и уязвима в другом. В ней нет механизмов защиты от лжи, манипуляции, дезинформации, создания хаоса. Америка не посягает на свободу даже тех, кто откровенно желает ей зла, пока они действуют формально в рамках закона. Рядовые американцы в массе своей открыты и легковерны, и это, скорее, хорошая черта. Беспощадной и коварной сверхдержавой США предстоят только в пропаганде, тогда как на самом деле они имеют свои недостатки и слабости. Но, как это бывает, недостаток этот – неизбежное продолжение достоинства.

5. Непобедимость. При всех своих недостатках и уязвимостях, при несовершенстве бюрократической системы и, порой, неспособности себя защитить, при медлительности реакций (иногда важные дела здесь рассматриваются по множеству лет) Америка оказывается сильнее любых диктаторов и проходимцев, которые используют ее преимущества в своих интересах. Да, часто она "не верит слезам" больше, чем Москва, порой она недальновидна и наивна. И все же эта страна смогла создать уникальные условия для творчества, работы, созидания и развития – как отдельной личности, так и техники, и науки, и общества в целом. "Ноев ковчег человека" пестр и несовершенен, однако время показывает – именно эта несовершенная модель в долгосрочной перспективе оказывается успешнее и эффективнее многих других. К Америке, может быть, сложно привыкнуть, но здесь, безусловно, есть что любить."

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...