Історії війни: Останній бій групи спецназу в Латишево 29 липня 2014-го

Цю трагедію треба знати і треба вивчати, треба пам'ятати героїзм групи Сергія Лисенка, не можна повторювати ті помилки, які часто траплялися в початковий період війни, коли армія вчилася воювати...

Про це на своїй сторінці у Facebook пише журналіст Юрій Бутусов, передають Патріоти України.

"Что стало причиной гибели группы Сергея Лысенко в Латышево? Группа состояла из индивидуально хорошо подготовленных и вполне мотивированных бойцов. Как же получилось, что группа была разбита? Сегодня мы можем сделать выводы со слов участников боя.

Причиной трагедии стал как всегда комплекс факторов:

1. Группа осуществляла поиск сбитого 23 июля в районе Дмитровки пилота штурмовика подполковника Юрия Шевцова. Однако Шевцов по непредусмотренным причинам нарушил установленный на случай катапультирования порядок связи, выключил телефон, и его местонахождение на момент постановки задачи группе Лысенко было точно неизвестно, с летчиком был оговорен только район поиска – село Латышево.

Конкретной точки встречи никто не знал, была договоренность только о пароле встречи и опознавательный знак – белая повязка на плече командира группы. Командование (думаю, это был командующий управлением специальных операций полковник Назаркин) предположило, что летчик ранен или утратил средства связи, и спустя 6 дней принял решение попытаться обнаружить Шевцова путем поиска в селе, в котором летчик должен был укрываться до момента эвакуации.

2. Село Латышево находилось вблизи занятого противником села Дмитровка, где находились крупные силы наемников, включая бронетехнику и артиллерию. Вероятность внезапного появления противника в Латышево была высокой. Спецназовцы степень риска осознавали в полной мере.

3. Группа Лысенко направилась в Латышево на одном БТРе и двух "Уралах", без какой-либо поддержки других сил. Им никто не мог прийти на помощь и прикрыть от внезапной атаки. Не было организовано взаимодействие с другими украинскими подразделениями в этом районе, поиск летчика проводился без поддержки общевойсковых частей.

4. Характер поиска предполагал контакт с местными жителями. Поиск в селе не привел к результату, никакой информации о летчике обнаружить не удалось. Тем не менее, командир группы принял решение остаться в селе для продолжения поисков на следующий день. Таким образом, группа после обнаружения разместилась на ночевку на виду у противника, который находился в нескольких километрах от села. Спецназовцы высказывали свои опасения командиру группы, однако он принял решение остаться в районе поисков вопреки высокому риску.

5. Организация боевого охранения места расположения группы не позволяла контролировать и своевременно предупредить о подходе бронетехники противника со стороны Дмитровки. Противник заехал сходу и атаковал группу, которая не успела подготовиться к бою, и принять бой пришлось в невыгодных условиях. Один из "Уралов" успел выехать, но был расстрелян на улице села.

Выводы:

1. Бойцы группы Лысенко пали смертью храбрых, они пошли на крайне рискованное задание, и сделали все возможное для спасения летчика Шевцова. По сути, они пожертвовали собой.

2. Очевидна ошибка оперативного планирования: планирование операции силами группы спецназа в том районе, где было необходимо применение общевойскового подразделения с тяжелой бронетехникой, было рискованным и неоправданным по обстановке заданием.

3. Подполковник Шевцов нарушил оговоренные с ним условия проведения эвакуации. Без согласования с командованием, Шевцов решил выходить самостоятельно, и вместо короткого маршрута выхода к своим в район Степановки, направился на север, то есть вглубь оккупированной территории. В результате 19 августа Шевцов был взят в плен. Впоследствии Шевцова обменяли на захваченных российских пленных. Ряд летчиков-сослуживцев Шевцова критиковали его за решение выходить не согласованным маршрутом. С другой стороны, летчик находился под сильным стрессом, в районе, занятом противником, и опасался в любой момент обнаружения, и ему показалось, что его личное решение более оправданно по обстановке.

4. Очевидна ошибка и командира группы Лысенко, как ни прискорбно говорить это о Герое. За выполнение задания и за жизнь своих бойцов все-таки отвечал командир. Обнаружение группы вблизи позиций противника в тех условиях требовал отхода, как это и говорили ему его подчиненные. Оправдывает Лысенко одно – он рисковал прежде всего самим собой, сам ходил на поиски пилота, хотел всеми силами спасти летчика.

Спасибо командованию 3-го полка за предоставленные свидетельства, эту трагедию надо знать и надо изучать, надо помнить героизм группы Сергея Лысенко, нельзя повторять те ошибки, которые часто случались в начальный период войны, когда армия училась воевать.

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Медовий Спас, або Маковія: Церковні та народні традиції. Що не можна робити 1 серпня

четвер, 1 серпень 2024, 7:05

1 серпня за новоюоіпнським календарем українці святкують Медовий Спас, або Маковія. У цей день прийнято приходити в храм і дякувати Богові за врожай. У серпні бджолярі збирають мед, тому свято й отримало таку назву. . Цього дня починається Успенський п...

Як австрійці господарювали в українському селищі під час Першої світової (фото)

неділя, 23 червень 2024, 22:55

На знімках зображені солдати та місцеві мешканці. Фото зберігаються у Австрійському державному архів. Журналісти пропонують переглянути світлини селища Перегінське - тепер Рожнятівський район Івано-Франківської області, передають Патріоти України. Вони...