На початку 1920-х років у Польщі був найпотужніший танковий парк в Східній Європі. Але минав час, більше танків ніхто не дарував - довелося викручуватися, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:
"Мой привычный круг друзей
Советско-польская война завершилась Рижским договором 1921 года. По нему часть западноукраинских и белорусских территорий к востоку от линии Керзона отошла к Польше, как и значительная часть Литвы вместе с Вильно (ныне Вильнюс). Новая Речь Посполитая на востоке вернулась в границы 1793 года (до так называемого «Третьего раздела») и даже чуть-чуть больше.
Советская сторона также обещала платить и каяться за преступления царизма против поляков. Вернуть всё ценное, что было вывезено из Польши в Россию с 1772 года, плюс добавить компенсацию — 30 миллионов золотых рублей наличными и ещё имущества на сумму 18 миллионов. Всё это не предполагало добрососедских отношений с большевиками. Да и вообще — с соседями как-то не складывалось. С Чехословакией Польша схлестнулась за Тешинскую Силезию — да так, что чуть не получила войну на два фронта в разгар советско-польской. С Германией долго делили Верхнюю Силезию — делёж сопровождался тремя восстаниями польскоязычного населения.
Короче, на мирную жизнь Польше рассчитывать не приходилось, а вот к войне готовиться стоило. Тем более, СССР долгое время воспринимал «белополяков» как наиболее вероятного противника и даже всерьёз рассматривал планы отражения германо-польской агрессии на Союз.
Злотых нет, но мы держимся
Основу танковых сил польской армии составляли «Рено» FT-17, привезённые ещё в 1919-м. Более сотни изрядно убитых маршами и боями танков, которые начали свой пробег ещё во Франции.
После войны французские союзники поставили ещё 30 машин. В том числе шесть радийных «Рено» TSF. Не одними же жестами и флажками общаться во время боя!
Также было поставлено несколько САУ (самоходных артиллерийских установок) «Рено» BS с 75-мм гаубицами «Шнейдер».
Все танки свели в три батальона, которые включили в состав полка, расположенного под Перемышлем. В полку было ещё пять эскадронов броневиков (русские, немецкие и собственной постройки) и два дивизиона бронепоездов.
Новых танков не появлялось долго. Во-первых, в 20-е была не та экономическая ситуация, чтобы покупать новые машины. Во-вторых, как ни парадоксально, Польша обладала третьим по численности танковым парком в Европе — после Франции и Великобритании.
«Рено» FT-17 долгое время оставались незаменимыми. Но модернизированная версия галльского танка с ходовой частью Кегресса заинтересовала польских генералов. «Рено» M26/27 с новым мотором на резиновых гусеницах разгонялся до невероятных 14 км/ч, тогда как базовая модель и восемь наскребала с трудом, а по грунту средняя скорость обычно составляла порядка трёх км/ч.
Поляки подивились, посчитали злотые и попросили завернуть пять штучек. Но ходовая Кегресса показала себя не с лучшей стороны, потому дальнейших заказов не последовало. Эти машины стали «бронированными партами» для подготовки танкистов.
Также ходовая Кегресса использовалась и на польских бронемашинах Wz.28, выпущенных тиражом 90 штук на базе «ситроеновского» грузовика.
В конце 20-х Польша купила модернизированный «Рено» NC1 (NC27). Танк по тем временам был неплохо бронирован: 30 мм во лбу и 20 с бортов, плюс бодрее своего предка (максимальную скорость обещали аж до 20 км/ч). Но запас хода был небольшим, реальная скорость составила не более 13 км/ч, а в башне стояла всё та же устаревшая 37-мм короткоствольная пушка «Пюто» без спаренного пулемёта, что и у предыдущих«Рено». Потому остановились всего на одном пробном экземпляре.
Чтобы пополнить танковый парк, в Центральных мастерских Варшавы освоили сборку танков из обычной, неброневой стали, а в качестве начинки использовали списанные детали и узлы от FT-17. Танки получили название «Рено» CWS, в 1926-27 годах их было построено 27 штук.
«Рено» CWS отправили в учебки, чтобы освободить настоящие танки для боевых частей.
Прокачай мой «Рено»
Несмотря на появление в 30-х в армии танков новых типов: импортных «виккерсов» и собственных танкеток TK/TKS, а затем и танков 7TP, старых добрых французов списывать было рано. Но хотелось и чего-то нового.
Поэтому танки пытались улучшить разными способами. Еще в 1923-м поручик Кардашевский предложил новый вид гусеницы собственной разработки. В 1929-1930 годах была разработана башня Wz.1929 для«Рено» TSF, которая должна была устанавливаться вместо рубки. В восьмигранной башне — пушка «Пюто» SA-18 и пулемёт «Гочкис», правда, не спаренный, а в задней части. Башню признали тесной и неудобной. Да и пушку с пулемётом нельзя было применять одновременно.
Ещё одну башню, под названием Wz.32, тестировали на «Рено» M26/27 в 1932-м году. Там пушка и пулемёт смотрели уже в одном направлении. А в командирской башенке установили два крайне удачных польских перископа Гундлаха, которые потом скопировали и британцы, и Советский Союз. Шесть таких башен изготовили для переоснащения радиотанков TSF.
Поскольку на вооружение поступили хиты британской оборонки — танки «Виккерс шеститонный», взоры польских модернизаторов устремились в их сторону. Если в корпус «Рено» встроить ходовую «Виккерса», добавить английский двигатель, да при этом ещё башню британца поставить с 37-мм пушкой и пулемётом, то… ничего не получится. Никаких преимуществ по сравнению с англичанами.
К долгим маршам французские танки были не приспособлены, потому пришлось вспомнить опыт их использования в качестве «боевых модулей» для импровизированных бронепоездов. По проекту полковника Тадеуша Коссаковского, в начале 30-х годов «Рено» устанавливался на специальную платформу, которая приводилась в движение танковым мотором.
Разгонялась такая штука по рельсам до безумных 57 км/ч. При необходимости танк легко мог съехать с железнодорожной базы по встроенной аппарели и двинуться в разведку или в атаку своим ходом.
Всего создали 16 бронедрезин, получивших обозначение R (от Renault, то есть «Рено»). Их включили в состав взводов лёгких самоходных платформ с танкетками TK. Получился мини-бронепоезд TK-R-TK, использовавшийся для патрулирования путей и разведки в интересах больших бронепоездов.
На базе «Рено» польские инженеры разработали и дым-машину инфернального вида. Скорее всего, газобаллонное оборудование могло выпускать и отравляющие вещества, но об этом скромно умалчивали.
В итоге к середине 30-х годов общее количество «Рено» разных модификаций в Польше достигало 170 машин. И когда военные приходили в минфин за ассигнованиями на новые танки, мрачно делая выразительные жесты в сторону востока и запада, бухгалтеры так же яростно жестикулировали, показывая на списочный состав танков, — «у вас же и так много».
Решили сделать ход танком. В 1937-м 16 польских «Рено» продали Уругваю. Но танки почему-то выгрузили не в Монтевидео, а в порту охваченной гражданской войной Испании, где они, разумеется, тут же пригодились. Морская навигация — дело непростое. Ещё минимум 16 машин купил Китай, но в Испанию (а куда ж ещё!) танки приехали как советский груз.
В экспорте оружия всегда есть что-то мистическое.
Благодаря этому хитрому плану польскому минобороны удалось пробить дополнительные заказы ещё на полсотни польских импортозамещённых 7TP.
Оборона Брестской крепости — «Рено» против Гудериана
Но тьма сгущалась над Польшей, а Гитлер резво прибирал к рукам сопредельные территории. Новейшим 10TP до серийного производства было далеко, средний 14TP вообще существовал только на бумаге, а 7TP было попросту маловато. Потому во Франции в апреле 1939 года аврально заказали сотню преемников FT-17 — танки сопровождения пехоты «Рено» R35.
Хотели продвинутые кавалерийские «Сомуа» S-35, но французы предложили не раскатывать губу и брать, что дают.
R35 обладали почти противоснарядным по тогдашнему времени бронированием (до 43 мм), но вооружили их… всё теми же куцыми пушечками «Пюто» SA-18, что стояли на всех «Рено», начиная с FT-17. Эти плевалки были совершенно бесполезны против брони, превышающей по прочности хотя бы упаковочный картон. До войны успели доставить с полсотни машин, плюс несколько «кавалерийских» аналогов R35 — «Гочкис» H35.
Большую часть прибывших прямо перед войной R35 свели в 21-й танковый батальон трёхротного состава (45 машин). В первую линию подтянули и старые «Рено» FT-17 из запасного танкового батальона, сформировав три отдельных роты по 15 машин Эти подразделения вошли в Варшавскую бронемоторизованную бригаду резерва Главного командования.
Всего же на балансе польского Управления бронетанковых войск числилось 102 FT-17 всех видов вместе с бронедрезинами. Но часть танков разоружили и превратили в транспортёры боеприпасов, а часть были крайне изношены и вряд ли могли даже передвигаться.
Серьёзной силы старички уже не представляли, но эпизодически использовались как мобильные огневые точки в обороне.
Последний бой две роты танковых ветеранов приняли в Бресте. Две машины перекрыли Северные ворота Брестской крепости. Это помогло отбить атаку немецких танков 19-го моторизованного корпуса Гудериана. Но потери были слишком велики, и поляки оставили крепость 17 сентября.
Толстокожие R35 и повоевать-то толком не успели. С отступающими частями их прижали к румынской границе, через которую из страны бежало правительство Второй Речи Посполитой. 34 из 40 танков интернировались вместе с экипажами. Румыны добавили их к тем R35 польского заказа, что не успели доехать до Польши до 1 сентября. А потом потихоньку поставили к себе на вооружение.
Эти R35 успели потом повоевать и против СССР, и против Германии. В феврале 1945-го в единственном танковом полку румынской армии было две роты этих танков. Их даже «перестволили» на советские«сорокапятки».
Оставшиеся шесть R35 присоединились к 10-й кавалерийской бригаде, трём из них удалось пробиться к венгерской границе. Ещё четыре R35 и три «Гочкиса», вошедшие в состав отдельной роты французских танков, были уничтожены в боях.
Несколько трофейных польских «Рено» FT, как и их собратьев из французской армии, вновь использовали немцы — для учебных целей, охраны объектов, в качестве тягачей и в антипартизанских операциях.
Один из последних боёв «Рено» приняли на стороне немцев в Париже в 1944-м. А потом ветераны тряхнули стариной и в Юго-Восточной Азии…"
14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...
Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...