"Отдать половину, или Новые игры вокруг ГТС", - Лавникевич

Що, якщо половиною всієї газотранспортної системи України буде володіти іноземна компанія, ніяк не пов'язана з "Газпромом"? У цього є маса переваг, головне з яких - можливість зберегти і саму трубу, і доходи від транзиту газу.

Про це у своєму блозі пише білорусько-український журналіст Денис Лавникевич, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

Отдать половину ответственному инвестору

НАК "Нафтогаз України" обратилась к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с инициативой вынести на рассмотрение СНБО возможность продажи иностранной компании 49% украинской газотранспортной системы. Это подается как необходимость принятия мер для защиты интересов Украины как страны — транзитера природного газа в ЕС. По мнению авторов документа (он имеется в распоряжении редакции), этот статус является ключевым для обеспечения энергетической и экономической безопасности, а также для защиты всей страны и для удерживания России от агрессивных действий.

В письме поднимается вопрос: что будет с НАК "Нафтогаз України" после того, как в 2019 г. истечет срок действия контракта с "Газпромом" на транзит российского газа через Украину в Евросоюз? Притом что "Газпром" выступает против передачи контракта на транзит газа новой компании — оператору газотранспортной системы (ГТС), который был бы сертифицирован в соответствии с законодательствами Украины и ЕС. При этом анбандлинг "Нафтогаза", как это признают в Европейской комиссии, возможен только после 1 января 2020 г., то есть после того, как будут выполнены текущие обязательства по транзитному контракту с "Газпромом".

Из-за разногласий с "Газпромом" точки входа украинской ГТС на восточной границе страны и далее подпадают под действие технических договоренностей, предусмотренных транзитным контрактом. Соответственно, они не могут обеспечить реализацию принципа доступа третьих сторон и операционную независимость оператора ГТС. Также и точки выхода из ГТС на западной границе Украины остаются под контролем "Газпрома", что нарушает законодательство Энергетического сообщества в части конкуренции.

Из-за контроля со стороны "Газпрома" единый оператор ГТС Украины не может нормально взаимодействовать с операторами ГТС соседних стран. Также пока невозможно — хотя и необходимо — разделить украинскую газотранспортную систему на две части: обеспечивающую международный транзит и внутреннее распределение среди потребителей. Такое разделение, по оценке руководства НАК "Нафтогаз України", займет полтора-два года и потребует значительных финансовых затрат.

В итоге НАК "Нафтогаз України" резюмирует: строительство "Северного потока-2" — часть экономической войны, которую Россия развязала против Украины, и реализация этого проекта могут привести к полному прекращению транзита газа через территорию Украины. Избежать этого, по мнению руководства НАК, возможно, если привлечь к управлению украинской ГТС авторитетного партнера. Он должен будет, в частности, обеспечить использование мощностей ГТС европейскими компаниями или дать иные гарантии сохранения доходов от транзита на нынешнем уровне (порядка $3 млрд в год).

Оценочная стоимость украинской ГТС (по нашей информации, оценку проводила международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers), упомянутая в письме, — $14 млрд. Законодательство Украины позволяет продать 49% ГТС, а сумма в $7 млрд сама по себе может рассматриваться как определенная гарантия того, что доходы от транзита сохранятся на нынешнем уровне.

Продажа 49% ГТС позволит Украине решить сразу несколько проблем. Во-первых, просто пополнить бюджет. Во-вторых — переложить расходы по содержанию, техническому обслуживанию и модернизации ГТС на зарубежного инвестора. (Напомним, что, по оценкам экспертов, изношенность ГТС составляет порядка 90% и в 2019 г. из-за этого может даже прекратиться перекачка газа.)

В-третьих, в НАК, судя по всему, рассчитывают, что инвестор, который решится купить 49%, сможет и добиться от Кремля согласия на транзит через Украину газа с месторождений стран Центральной Азии (прежде всего Туркменистана).

"Чи діждемося Вашингтона?" Кто станет покупателем 49%

Логично предположить, что "Нафтогаз", предлагая продать 49% ГТС стратегическому инвестору, уже держит в уме потенциального кандидата.

Этот кандидат — американская компания, поскольку известно, что глава НАК Андрей Коболев имеет особо хорошие отношения с американской администрацией и бизнес-кругами этой страны. В Вашингтоне Коболева воспринимают как реформатора, вполне способного возглавить новый консорциум по управлению ГТС — после разделения "Нафтогаза" в рамках анбандлинга.

В более широком плане для таких высокопоставленных чиновников, как упомянутый Коболев или глава НАБУ Артем Сытник, обеспечение надежного вашингтонского тыла — уже давно важная политическая задача. Собственно, у Коболева и Сытника такой тыл уже есть — и достаточно прочный. Американский посол неоднократно давала понять, что главы НАБУ и "Нафтогаза" для США важные фигуры, которым оказывается особенная поддержка, что неудивительно: энергетика и относительно независимая от президентской вертикали борьба с коррупцией — это те сферы, с помощью которых можно держать под контролем если не всю страну, то очень многие процессы.

И здесь как раз можно вспомнить, что оценку украинской ГТС в $14 млрд дала именно международная консалтинговая и аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Андрей Коболев с 1999 по 2002 гг. работал консультантом по вопросам управления в украинском подразделении PwC, специализировался на вопросах стратегического управления и корпоративных преобразований. А уже оттуда ушел работать в "Нафтогаз України".

Политическая "пятиминутка"

Продажа 49% украинской ГТС стратегическому инвестору из США стала бы, несомненно, сильным ходом нынешней власти. Во-первых, Украина не теряет транзитную трубу — а вот в Беларуси Лукашенко продал "Газпрому" все 100% "Белтрансгаза" всего за $5 млрд. Во-вторых, тогда именно инвестору придется взвалить на себя хлопоты и расходы по модернизации ГТС. В-третьих, сохранится денежный поток, а Украина не потеряет своей важности для Европы в качестве страны — транзитера энергоносителей.

Продажа части ГТС американцам предпочтительнее, чем, скажем, немцам или французам, которые более зависимы от своих российских партнеров. В нынешней геополитической ситуации только США могут достаточно жестко разговаривать с Россией, чтобы добиться необходимых объемов прокачки газа через Украину, которые в Москве угрожают сократить чуть ли не в 10 раз после окончания действующего контракта.

Политические оппоненты власти также вряд ли найдут, что возразить по существу. Например, Юлия Тимошенко сама ищет поддержки в США и потому вряд ли публично выступит против продажи доли в ГТС профильной американской компании. Тут предметом спора может стать разве что цена трубы: популистам несложно назвать любую цифру с потолка и поднять крик, что "коррупционеры за копейки распродают национальное достояние".

Благо экспертных оценок стоимости ГТС хватает на любой вкус. Еще в 2012 г. "Газпром" называл сумму в $20 млрд, тогда как представители "Нафтогаза" оценивали систему в $40 млрд, но были готовы начать торг с $30 млрд. А Тимошенко тогда вообще говорила, что украинская ГТС стоит более 200 млрд евро.

Наконец, международная аудиторская фирма Ernst&Young оценила стоимость основных средств компании "Укртрансгаз" в 327,921 млрд грн — это $11,5 млрд, то есть значительно меньше оценки, приведенной в письме НАК в правительство.

Продажа 49% украинской ГТС стратегическому инвестору из США до президентских выборов может оказаться очень удачной затеей, которая реально поможет государству в сегодняшней ситуации. Если, конечно, пиарщики соперников Порошенко не смогут перевернуть эту сделку с ног на голову, сумев найти идеологические уязвимости и использовать их против действующего президента.

Джерело: DsNews
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...