"Русский язык в картинках", или Как промывали мозги в советских учебниках", - Мирович

Навіть такі, здавалося б, невинні видання, як шкільні підручники, в СРСР були максимально політизовані.

Про це у своєму блозі пише відомий білоруський блогер Максим Мирович, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Учебник "Русский язык в картинках" издавался и переиздавался несколько раз, мой вариант был напечатан в 1986 году. Что интересно — книга была отпечатана в ГДР и, видимо, предназначалась для "начальной обработки" детей в Восточной Германии. Ещё такие книжки использовали в школах во всяких отдалённых уголках СССР с преимущественно нерусским населением, а также вместе с другими пропагандистско-агитационными материалами массово отправляли в близлежащие страны, вроде Афганистана.

Итак, в сегодняшнем посте — подробный рассказ о том, как промывали мозги в советских учебниках.

Для начала давайте посмотрим, как авторы анонсируют свою книжку — "эта книга является второй частью пособия "Русский язык в картинках". Она предназначена для следующего этапа обучения русскому языку нерусских учащихся. Её рекомендуется использовать как дополнительный иллюстративный материал, помогающий учащимся усвоить лексику и грамматический строй русского языка".

Как говорится, "свежо предание, но верится с трудом". На самом деле книжка является образцовым примером советской пропагандистской литературы, так как она не столько учит языку, сколько приучает детей к реалиям жизни в СССР — практически каждая страница книги насквозь политизирована, и далее вы это сами увидите.

Переворачиваем страницу и видим рассказ о лете — все советские дети, разумеется, должны проводить лето в пионерлагере, ходить в форме, трубить в горн, бить в барабан, зиговать друг другу и слушать рассказы о войне. "Утром пионер поднимает флаг — вечером пионер опускает флаг", жизнь проходит не зря.

Листаем дальше, и видим другой рассказ о летних делах детей. О, а тут рассказ о том самом рабском бесплатном труде на полях Родины, который в книжке тактично назван "Помощь совхозу". Сельское хозяйство в СССР лучшее в мире, но вялым совецким совхозам периодически нужно рекрутировать детей "на помощь". "Слова: полоть, сорняки, сушить, ворошить, сено, грабли, вилы". Детей уже заранее приучали к тому, что их ждёт в СССР.

Далее есть рассказ про летние походы — которые, разумеется, тоже насквозь политизированы. В СССР нельзя просто вот так взять и пойти в поход — его нужно было обязательно приурочить к XXI въезду КПСС или пойти в чём-то там клясться у памятников.

А ещё советским детям постоянно ездили по ушам рассказами про "Артек" — в таких рассказах обязательно рисовали держащихся за руки детей разных национальностей. Что в СССР с его бытовым антисемитизмом, негласно поддерживаемым властью ("неподходящая национальность" и так далее) выглядело особым цинизмом. Ради интереса поспрашивайте у еврейских друзей, как им жилось в СССР — узнаете для себя много интересного про "страну всеобщего интернационала".

Ну вот, лето кончилось, пионер в последний раз спустил штаны флаг, в поход к памятникам сходили, тут и осень наступила. Тут самое время снова съездить на колхозное рабство — таскать пятидесятикилограммовые мешки картошки и огромные корзины капусты, вдыхая пыль — самое лучшее занятие для советских детей. "Задайте друг другу вопросы по картинкам" — предлагает учебник. Я бы спросил — а почему, собственно, дети должны ездить куда-то бесплатно пахать?

Незаметно за уборкой урожая и праздники подошли — во времена крепостничества крестьяне напивались вусмерть в честь окончания страды на полях, а в СССР аналогом этого народно-крестьянского праздника стала отмечание дня Октябрьского переворота. Разумеется, реального положения вещей детям никто не показывал — рассказывали и показывали советские мифы.

А далее совершенно необходимо показать, как тяжело жилось крестьянам до 1917 года — дети тянут какую-то бочку, злой помещик злобно зыркает на литейщиков. Чем запрягание в бочку концептуально отличается от бесплатного таскания мешков картошки, о которых рассказывалось тремя страницами ранее — авторы тактично умалчивают.

Так, поработали — теперь время и пообедать. По замыслу авторов учебника, советские граждане должны кушать по часам, как собачка Павлова — чтобы желудочный сок начинал вырабатываться от одного вида часовых стрелок. Убожество советской еды даже не скрывается — яйцо с хлебом и маслом утром, какой-то жирный суп и хлебно-чесночные котлеты на обед, каша и пирожок на ужин. Ни фруктов, ни нормальных овощей, ни йогуртов, ни приличных сладостей в СССР попросту не было.

Советскую еду нужно было покупать в советских магазинах, которым авторы посвящают несколько разворотов в книге. На одной из страниц хорошо показано всё убожество советской торговой системы — девочка сперва выбирает товар, потом идёт в кассу пробивать чек, затем несёт чек продавцу и уже только потом получает товар. Это всё подаётся как норма — привыкайте, детки, с детства стоять в трёх очередях за одним батоном.

Впрочем, магазин самообслуживания в книге тоже есть, который подаётся как какое-то отдельное чудо — "а это магазин самообслуживания!" Умереть не встать. На полках нарисовано всевозможное продуктовое изобилие, чего в советских магазинах не было даже в доперестроечные времена, но даже это фейковое "изобилие" выдаёт убожество советского ассортимента.

Если присмотреться, то на полках всего несколько видов товара — консервированные огурцы и помидоры, лук, капуста, картошка и морковка, пару видов колбасы, два вида сыра, молоко, яйца, бублики, баранки, батон и конфеты. Никаких вам свежих тепличных овощей и фруктов, никаких молочных продуктов, никакого нормального мяса нет, не говоря уже о рыбе и морепродуктах.

Далее детям показывают страшные типовые совковые панельки серого цвета, о которых предлагается составить рассказ — используя слова "просторная, светлая, красивые здания". Фактически — уже изначально формируют отношение ребенка к увиденному, дают предустановку. Интересно, что было бы с тем учеником, кто сказал бы — "никакие это не красивые дома, а бесформенное совковое убожество"?

А ещё в книге есть рассказ о "городских чудесах" вроде эскалатора в метро, этим, видимо, пытались завлечь детишек из всяких отдалённых кишлаков Средней Азии — смотрите, лестница сама поехала, вот это чудеса марксизма-ленинизма!

Есть в книге и рассказы про хлеб, я перечитал множество советских детских книг и журналов, и практически везде встречал эти рассказы. Это неудивительно — в вечно голодающем СССР, который периодически подкармливали американцы, хлеб был часто единственной возможностью не помереть с голоду и имел статус культа, как в древних земледельческих вождествах. В статьях о хлебе постоянно рисовали массу — тысячи колосьев, сотни буханок, десятки мешков с мукой, дабы у населения постоянно поддерживалось ощущение изобилия, которое обеспечивает советская власть.

Из остальных советских чудес детям ещё всегда впаривали Космос. Собственно, никто не ставил вопрос так — а что с того космоса простым людям, зачем он им нужен? Для чего вообще тратить на это колоссальные деньги в стране, где половина населения не имеет горячей воды и унитазов?

Про старика Крупского в книге тоже есть, раздел называется "Ленин — друг детей". "Владимир Ильич Ленин очень любил детей и заботился о них. Несмотря на важные государственные дела, он всегда находил время побыть с детьми, поговорить с ними". Лет за тридцать до издания этого учебника такие же сказки рассказывали про дедушку Сталина.

Отдельным большим блоком "СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ" идут всяческие истории про советскую армию — "наша армия отстояла завоевания Октября" — такой словестной казуистикой названа в книге Гражданская война, когда граждане одной страны убивали друг друга.

Не обошлось и без фотографий огромных передвижных фаллических символов ракет, от которых, говорят, приходил в большое возбуждение Леонид Ильич Брежнев. В Перестройку выяснилось, что все эти ракеты на московских парадах — не более, чем картонно-фанерные макеты, а саму технику с макетами по площади гоняли по нескольку раз, чтобы "произвести впечатление на США". Думаю, в Америке достижения советской макетно-картонной промышленности оценивали гомерическим хохотом, от которого с потолка сыпалась побелка.

Венчают книгу рассказы о советских солдатах. На дворе стоял 1986 год, советских ребят отправляли в Афганистан, где те убивали людей, но детям рассказывали сказки о том, как улыбчивые советские солдаты пилят дрова и помогают шоферам.

А ещё помогают носить чемоданы матерям-одиночкам.

Всё это было бы смешно, коли не было бы так грустно. Многие из выросших на таких учебников людей пополняют ряды поклонников СССР и крайне тяжело расстаются с мифами из советского детства."

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...