Украинский арсенал: Військовий експерт розповів про танк Т-72 (фото)

Після розпаду Радянського Союзу Україна прийняла рішення залишити на озброєнні тільки один тип танка - Т-64, виробництво і ремонт якого здійснювалися в Харкові.

В таком состоянии на весну 2014 года находились танки Т-72 на хранении

"1269 танків Т-72А і Б1 і 40 танків Т-72Б було відправлено на бази зберігання, звідки масово стали розпродаватися", - пише у своєму блозі військовий експерт Михайло Жирохов, передають Патріоти України.

Далі - мовою оригіналу: "Полных данных об экспортных поставках нет, однако известно, например, что только за 2005 — 2011 годы было продано 487 танков, что составляет 79 процентов общих объемов поставок танков из Украины. Были поставки и после 2011 года, причем общее число проданных машин обычно оценивают в 870 единиц.

Такая достаточно высокая популярность танков Т-72 в мире объясняется довольно просто: машины данного типа являются одними из основных массовых боевых танков второго поколения, которые неплохо зарекомендовали себя в многочисленных локальных войнах и просты для освоения личным составом.

На момент аннексии Крыма и начала вооруженных столкновений на Донбассе официально танк на вооружении ВСУ не состоял. Всего около двух десятков Т-72 находились в учебных частях — в «Десне», на Яворовском полигоне, в Харькове — для подготовки механиков-водителей инженерных машин на базе танка.

Однако в связи с разворачиванием новых бригад и потерями матчасти Т-64-х потребовалось большое количество танков. Поэтому командованием ВСУ было решено принять на вооружение танк Т-72. Об этом объявили осенью 2014 года

Это была вынужденная мера, так как по огневой мощи, системе управления огнем и бронезащите танк Т-72 значительно уступает Т-64, а обеспечение запчастями и подготовка экипажей двух по сути разных танков представляют огромную логистическую проблему.

Поэтому в танковые бригады Т-72-е не пошли, а были отданы на вооружение «новых» мотопехотных и моторизованных бригад, сформированных преимущественно на базе батальонов территориальной обороны.

учебные машины в 169-м учебном центре МО Украины «Десна»

Принять активное участие в зимней кампании 2015 года Т-72-е не успели ввиду своей малочисленности. В истории войны на Донбассе остался только один боевой эпизод — рейд на Еленовку 25 января 2015 года. Тогда один Т-72 был потерян из-за технической неисправности.

Все последующие два года мощности Львовского бронетанкового завода и нескольких более мелких предприятий активно работали для восстановления парка Т-72-х.

Точное количество танков Т-72 в войсках на сегодня доподлинно неизвестно: по понятным причинам в СМИ попадают лишь отдельные цифры. Так, можно уверенно говорить, что по состоянию на декабрь 2015 года в войсках числилось 367 единиц Т-72 (некоторые из них нуждались в капитальном ремонте). И это без учета танков в Нацгвардии. На сегодня эти цифры на порядок больше.

По состоянию на лето 2017 года танками Т-72 (преимущественно модификации АВ) вооружены горно-пехотные бригады, а также 53-я механизированная и 57-я мотопехотная. Есть они в распоряжении отдельных батальонов, например, «Айдар» и «Донбасс-Украина».

В течение всего периода независимости Украины украинские танкостроители проводили работы по модернизации парка Т-72, ориентированные на экспорт.

«Киевская» модификация Т-72 для Эфиопии — Т-72УА1

Так, харьковские танкостроители разработали целую линейку проектов модернизаций, которые, увы, так и не были приняты за основу ни в одной известной программе модернизации Т-72-х в мире.

По всей видимости, первым был Т-72АГ, который был показан на выставке «IDEX’97» (Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты) в 1997 году. Этот вариант модернизации предусматривал замену штатного двигателя мощностью 780/840 л.с. новым двигателем серии 6ТД, который был разработан для танков Т-80УД/ «Оплот». Причем вариантов было два: 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. и 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Двигатели интересны тем, что могут работать на различных видах топлива (дизельное, бензин, керосин, топливо для реактивных двигателей или же их смесь в любой пропорции).

Предполагалась установка спутниковой системы навигации. Для повышения уровня защиты на танке Т-72АГ устанавливались дополнительные броневые модули на лобовые части корпуса и башни, встроенная динамическая защита на корпус и башню, а также бортовые экраны с ВДЗ в передней части корпуса. Также на модернизированном танке Т-72АГ устанавливался современный комплекс управления огнем: вместо прицела ТПД-К1 — прицел 1Г46; вместо ночного прицела ТПН-1 (ТПН-3) — ночной комплекс наводчика ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э. Новый комплекс управления огнем позволял применять танковый управляемый снаряд «Комбат».

С целью повышения защиты экипажа от оружия массового поражения на танк Т-72АГ устанавливались система коллективной защиты, предназначенная для герметизации обитаемого отделения, а также комплекс оптико-электронного противодействия ПТУР «Варта».

Будущему заказчику предлагалось также три варианта вооружения на выбор: сохранение 125-мм пушки 2А46, установка отечественной КБА-1 или 120-мм пушки западного производства. Отличительной чертой Т-72АГ являлось наличие зенитной установки закрытого типа, размещенной на командирском люке.

Т-72-120, август 2017 г.

Дальнейшему развитию Т-72АГ послужил совместный проект модернизации украинскими, чешскими и французскими конструкторами Т-72МП. Основным отличием стала установка системы управления огнем западного производства: панорамного дневного прицела командира VS/MVS 580 и комбинированного (дневного/ночного) прицела наводчика SAVAN-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионной камерой.

Защищенность танка была повышена благодаря установке встроенной и дополнительной динамической защиты нового поколения. На Т-72МП также была предусмотрена установка системы оптико-электронной защиты от противотанковых управляемых ракет с инфракрасным и лазерным наведением, аналогичной имеющимся на российских танках Т-80У и Т-90 системам «Штора-1» и «Штора-2». Машина также снабжена новыми системами пожаротушения, диагностики и связи.

Вариантом Т-72АГ, который предлагался для стран НАТО (прежде всего восточноевпропейских), был Т-72-120. Основным отличием стала установка 120-мм гладкоствольной пушки под натовские боеприпасы. Комплекс вооружения оснащен новым автоматом заряжания, расположенным в нише башни, подобным тому, что установлен на французском танке «Леклерк». В транспортере размещаются 22 унитарных выстрела, остальные 20 укладываются в специальную нишу в задней части боевого отделения. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.

Еще одним дешевым вариантом Т-72АГ должен был стать Т-72АМГ, основным отличием которого оставался оригинальный советский двигатель.

Поставленный в строй Т-72 на Львовском бронетанковом заводе

Свои варианты модернизации предлагал и Киевский бронетанковый завод. Так, киевлянам удалось реализовать поставку в Эфиопию 40 танков Т-72УА1. Это модернизация Т-72Б1 с установкой харьковского дизельного двигателя 5ТДФМА-1 вместо В-84 и усиленной бронезащитой. Интересно, что две такие машины зимой 2015 года попали на фронт, однако быстро вышли из строя в результате неграмотной эксплуатации и были отправлены обратно на завод.

В августе 2017 года они же представили вариант модернизации танков Т-72 для ВСУ, который получил название Т-72АМТ. На этот танк предлагается поставить российские двигатели В-84-1, 12,7-мм зенитную пулеметную установку с дистанционным управлением от танка Т-64БВ, комплекс динамической защиты по образцу танка Т-72УА только с частичным применением элементов комплекса «Нож», ведущие колеса с гусеницами по типу Т-80 и т. д.

Неоднозначным выглядит также применение достаточно устаревших приборов наблюдения российского или белорусского производства: прибора наблюдения командира ТКН-3УМ, прицела-прибора наведения 1К13-49 «Неман», ночного прибора механика-водителя ТНК-72 или ТВН-4БУП.
Более или менее стандартизированным в пределах танкового парка ВСУ является только установка радиооборудования: радиостанций турецкой компании Aselsan и «Лыбидь-К-2РБ» (фактически Motorola сборки киевской фирмы «Доля и Ко.Лтд»), а также комплекта навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS СН-3003 «Базальт» (производства ГП «Оризон-Навигация»).

Серьезным плюсом данной модификации Т-72 является возможность применения танковой управляемой ракеты (ТУР) «Комбат» разработки и производства Киевского государственного конструкторского бюро «Луч». Максимальная дальность стрельбы — 5 километров, это расстояние «Комбат» преодолевает за 17,5 секунды, общий вес снаряда -- 33 килограмма.

Управление ТУР — полуавтоматическое по лазерному лучу: во время полета ракеты лазером облучается не цель, а сама ракета — фактически лазерный луч светит в «хвост» ракеты и ведет ее к цели. Этот способ подсветки хорош тем, что противник практически не имеет шансов поставить помеху ракете. В конце 1990-х гг. был налажен серийный выпуск ракет, ограниченная партия поступила в войска в 1999 г., официально принята на вооружение в 2006 году.

Количество произведенных ракет для нужд национальных вооруженных сил неизвестно: как минимум 50 ракет было закуплено до конца 2007 года, в 2008 году было выделено $13 млн на закупку партии ракет. Производство возобновлено с началом войны на Донбассе. Только в 2015 г. в войска поставлено 380 ракет, при этом закупки продолжаются.

На сегодняшний день сведений о государственных испытаниях этой модификации нет. То есть можно говорить, что пока речь о принятии на вооружение не ведется.

Т-72АМТ

Таким образом, можно смело говорить о том, что количество танков Т-72 в ВСУ будет постепенно увеличиваться. Однако останутся ли они на вооружении после окончания активной фазы боевых действий — большой вопрос, так как содержание сразу трех типов танков (а кроме Т-64 и Т-72, на вооружении ныне состоит и Т-80) крайне затратно."

Опублікував: Олег Устименко
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Один з найважливіших для християн днів року. Благовіщення Пресвятої Богородиці: Історія і заборони свята

понеділок, 25 березень 2024, 6:15

25 березня за новим стилем (7 квітня - за старим) - Благовіщення Пресвятої Богородиці, яке належить до числа дванадесятих свят, тобто, найбільш значущих у житті Ісуса Христа і Богородиці. За Біблією, саме в цей день Архангел Гавриїл повідомив Діві Марі...

День Віри, Надії, Любові та Софії: Народні прикмети 17 вересня

неділя, 17 вересень 2023, 8:18

За новоюліанським календарем християни східного обряду України вперше святкують день ангела жінки на ім'я Віра, Любов, Надія і Софія. Ще минулого року цей день припадав на 30 вересня. Також в честь цього дня іменинницям обов'язково потрібно сходити в ц...