"Ada замість "Володимира Великого", або На що Туреччина перетворить нашу корветну програму", - військовий експерт

При реалізації проекту може виникнути стандартна для України останніх років ситуація - чим озброювати нову техніку?

Потроху набуває обрисів корветна програма Військово-морських сил України. У понеділок, 21 грудня, пресслужба Миколаївського заводу «Океан» повідомила про те, що підприємство підписало меморандум з Державним оборонним концерном Турецької Республіки про спільну діяльність з реалізації проекту будівництва кораблів класу корвет. Про це у своєму блозі пише військовий експерт Михайло Жирохов, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Напомним, что это очередной этап программы, которая была начата в октябре этого года во время встречи президентов Украины и Турецкой Республики в Анкаре, после чего 14 декабря был подписан контракт на строительство четырех корветов. Турецкая сторона провела аудит технических возможностей судостроительных предприятий Украины и в итоге остановила свой выбор именно на «Океане».

При этом ранее озвучивались и другие варианты, например, «Нибулон», однако в плюс «Океану» сыграло наличие профессиональных кадров, производственных мощностей и возможности для модернизации. Тут необходимо отметить, что «Океан» пока не имеет опыта строительства боевых судов — за последние годы николаевцами было построено только несколько барж, а также проведен ремонт буксиров и сухогрузов.

Хотя детали соглашения на сегодня широкой общественности неизвестны, но по некоторым данным, строительство корветов будет осуществляться на турецкий кредит по схеме, ранее отработанной в самой Турции. То есть головной корабль будет строиться в Турции с привлечением украинских специалистов, а остальные три — в Николаеве.

При реализации корветной программы речь может идти о кораблях типа Ada. Стоит отметить, что это оптимальный вариант при наших крайне ограниченных финансах (один корабль стоит около $250 млн). Кроме того, не стоит забывать, что турецкая компания уже имеет подобный опыт строительства вне Турции — летом 2018 года они выиграли аналогичный нашему тендер на поставку четырех корветов для пакистанского флота. По условиям тендера, корабли должны быть построены в Пакистане, к слову, последний корабль серии будет проходить уже как фрегат, так как получит дополнительное вооружение.

Корветы типа Ada идеально подходят для условий Черного моря, поскольку, имея водоизмещение 2400 т и длину 99,56 м, предназначены прежде всего для прибрежного патрулирования (время автономного плавания 10 суток) и охраны территориальных вод.

Однако, как видится, при реализации этого проекта может возникнуть стандартная для Украины последних лет ситуация — чем их вооружать?

Оригинальные корветы имеют на борту 76-мм артиллерийскую установку Oto Melara Super Rapid итальянского производства с системой управления огнем, два боевых модуля турецкого производства ASELSAN STAMP с 12,7-мм пулеметом. При этом основным оружием являются 8 противокорабельных ракет «Гарпун», 21 зенитная ракета RAM Block I и два торпедных аппарата для 324-мм торпед Mk.46 (американского производства). На корвете может базироваться вертолет S-70B Seahawk, а также беспилотники.

Пока непонятно, сможет ли Киев получить разрешение от Вашингтона на данное вооружение. При этом очевидно, что отношения Турции и США в ближайшие годы могут быть серьезно омрачены санкциями со стороны американцев по поводу закупки Эрдоганом российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

С другой стороны, ни о каком отечественном комплексе вооружений говорить не приходится. Так, единственный за долгие годы реализованный Украиной проект вооружения фрегата Wele Nzas для Гвинеи нес комплекс советского образца: автоматические универсальные артиллерийские установки АК-176, 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М, а также 140-мм 22-ствольные реактивные системы залпового огня МС-227 комплекса А-22 «Огонь». Причем все это было снято со списанных кораблей ВМСУ и восстановлено. А вот все радиолокационное оборудование было украинского производства — тут вопросов с оснащением возникнуть не должно, тем более если будет установлена турецкая БИУС (боевая информационно-управляющая система).

В тоже время нельзя не сказать, что турецкие кораблестроители накопили достаточный опыт, чтобы адаптировать любые другие системы вооружений для кораблей своего типа. Так, например, с 2022 года (а раньше 2023-го Украина не получит головной корабль) американские противокорабельные «Гарпуны» планируют заменить на турецкие Atmaca, а в пакистанском проекте вообще вместо американских ракет планируют использовать аналогичные HHQ-16 китайского производства. То есть в проекте для Украины также возможны варианты.

На фоне бурной деятельности по реализации турецкого проекта можно говорить о том, что на отечественной программе постройки серии корветов типа «Владимир Великий» можно ставить крест. И тут есть как объективные, так и субъективные причины. Парадоксально, но достройка головного корабля серии, готового на 32%, в сентябре 2019 года оценивалась в 7,7 млрд грн (почти $311 млн), когда турецкий корвет, построенный с нуля, обойдется нашей стране дешевле.

Несмотря на неопределенность с комплексом вооружения, нельзя не отметить, что проект производства турецких корветов может стать толчком для дальнейшего развития нашей кораблестроительной отрасли. Ведь отечественные корабелы по факту получат доступ к новым технологиям, другой (несоветской) культуре производства. Да и на вооружении ВМСУ такие корабли будут прорывом на фоне слабого вооружения флагмана «Гетьман Сагайдачний» и наличия у нас в основном катерного флота."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Провідна неділя 2025 року: Прикмети та традиції, що треба знати про радоницю

неділя, 27 квітень 2025, 0:10

Провідна або поминальна неділя, проводи, провідки, гробки, опроводи, радониця, дарна неділя, радниця, Томина неділя – все це назви однієї і тої ж традиції – згадувати душі померлих в першій після Великодня недільний день. Провідна неділя 2025 року у хр...

Світла середа 2025: Традиції і заборони третього дня після Великодня

середа, 23 квітень 2025, 7:40

Після Великодня почалася Світла седмиця. Кожен день цього тижня має свої традиції. Цьогоріч 23 квітня східні та західні християни разом відзначають Світлу середу. Про традиції третього дня Світлої седмиці переказують Патріоти України. Далі - мовою ориг...