"Проект Радио Свобода «Радио Донбасс.Реалии» совместно с Центром гражданских свобод в серии «#Незабуті» открывает истории пленных и заложников, содержащихся в неволе на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей – в подвалах, СИЗО, колониях и «концлагере» на территории арт-фонда «Изоляция».
Татьяна и Валерий познакомилась 23 года назад, на День молодежи. Жили в городе Комсомольское Старобешевского района Донецкой области. В семье был небольшой бизнес: в одном строении у жены магазин, у мужа – мастерская. В 2014 году, как говорит Татьяна, «пришла «ДНР» и у нас все забрали». Российские гибридные силы вместо магазина и мастерской организовали военную часть.
Во двор прилетали «грады», падали балконы, вылетали окна. А еще Татьяна во всех подробностях помнит ужасы Иловайского котла в соседнем селе Екатериновке. «Украина была расстреляна боевиками. Даже не боевиками. А с бугра. У нас недалеко Россия находится, граница. Они просто были в упор расстреляны. Проезжали через Екатериновку. Висел на проводах, наверное, больше недели, военный украинский, которого, к сожалению, очень долго не снимали» – вспоминает Татьяна Матюшенко.
Она говорит, что в Комсомольском все знали, что их семья настроена проукраински. 15 июля 2017 года Валерий Матюшенко вышел из дома и пропал. Как выяснила Татьяна позже, на площади ему одели мешок на голову и увезли.
Три дня никто не знал, где он. Потом приехали из так называемого «МГБ» с обыском и сказали, что Валерий сознался в шпионаже. Татьяна помнит, что ей тогда сказал один из боевиков: «Да, крепкий у тебя муж, долго не сдавался. Три дня (три дня – это считается долго). Но, как только припугнули твоей семьей, слишком он вас любит, и все рассказал».
Через несколько дней Татьяне разрешили отвезти мужу продукты. В «МГБ» ей показали подозрение уже на ее имя и сказали: «А теперь решай сама: ребенок в детский дом. А ты следом». И через две недели женщина с ребенком выехала.
«Он все перенес достойно»
До так называемого приговора Валерия Матюшенко долгое время удерживали на территории завода «Изоляция». Татьяна говорит, что встречалась с одним из сокамерников мужа, который вышел на свободу за 50 тысяч долларов. Вот что он рассказал о состоянии Валерия: «У Валеры сломаны три ребра, что очень сильные пытки были, но он молодец. И все перенес достойно».
Позже матери дали бумагу о том, что с Татьяны сняли все обвинения. И женщина рискнула приехать к мужу на «суд».
«Я подошла. Схватила его за руки. И он смотрел сквозь меня. Такое чувство, что он не видел меня. Он смотрел куда-то назад, на их реакцию. Видимо, у него такая была боль: он боялся, что меня сейчас заберут», – со слезами вспоминает Татьяна Матюшенко.
После «суда» поехала домой. Женщина говорит, что сразу же к дому подъехали несколько машин. И она три дня просидела дома на полу. По словам Татьяны, когда сотрудники «МГБ» были в соседнем кафе, она переоделась в мужскую одежду и выбежала из дома. Потом ее вывезли на подконтрольную территорию.
В ожидании обмена
Татьяну уверяли, что Валерий есть в списках на обмен. А после обмена в 2017 году сказали, что его не отдали. Потом, говорит женщина, Матюшенко вообще исчез из списков. Татьяна рассказала нам, что сейчас в списках на обмен подтверждены, в том числе, и боевики, и их спонсоры. Например, есть человек, которого, по ее словам, обменяли в Донецк. А там его посадили за решетку. И теперь по обмену снова возвращают в Украину.
«И в первую очередь доставать настоящих патриотов своей страны. Которые, не боясь, и в тяжелое время для нашей страны помогали и делали все возможное для того, чтобы эта война закончилась. И как-то людям пытались доказать, что Украина – это превыше всего. И я хочу, чтобы это услышали. И вы это написали для того, чтобы, может быть, Владимир Александрович (Зеленский – ред.) дай Бог, чтобы он увидел эту статью и что-то сделал для этого. Чтоб выходили достойные люди», – надеется Татьяна Матюшенко.
Сейчас она живет в Славянске. Пытается заработать денег, чтобы хватило мужу на передачки в колонию. Женщина говорит, что осталась сама со своими бедами. Ведь чиновники в министерствах не забывают оформлять себе финансовую помощь. А вот родственники тех, кого удерживают в тюрьмах в Донецке и Луганске, не получают от государства ни копейки, – с обидой и болью в голосе говорит Татьяна Матюшенко.
Александра Матвийчук, глава Центра гражданских свобод:
– Владимир Путин продолжает отрицать свое участие в гибридной войне на Донбассе. Но собрано достаточно доказательств того, что так называемые «народные республики» созданы и существуют исключительно с помощью Кремля и выполняют функции его прокси-агентов. Именно Россия осуществляет эффективный контроль над де-факто властями на этой территории, а потому, согласно международному праву, считается страной, которая фактически оккупировала Донбасс и несет ответственность за все нарушения прав человека там.
Правозащитники записали тысячи свидетельств людей, которые вышли из плена. Это военные и гражданские, среди них – мужчины, женщины, дети. Многих из них били, насиловали, отрезали конечности, морили голодом. Это происходило повсеместно в местах их содержания, которые стали называть подвалами. Масштабность и системность такой практики дают основания говорить, что мы имеем дело с международными преступлениями против человечности. А они, как известно, не имеют срока давности и не подлежат амнистии.
Оккупированые Россией Крым и Донбасс – далеко не единственные «серые зоны», где массово нарушаются права человека. К сожалению, похищения и пытки происходят в разных уголках планеты. Поэтому даже за внимание международного сообщества к пленным в ОРДЛО надо бороться. Для этого нужно постоянно проводить публичные акции в разных странах мира и громко артикулировать требование к России освободить незаконно удерживаемых людей."
14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...
Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...