Картельна змова, або Чому дорожчає і буде дорожчати бензин, - ЗМІ

Антимонопольне відомство вирішило стримати продавців бензину з приводу зростання цін. Однак такі дії вже стали традиційними і зазвичай не дають відчутного результату.

Антимонопольний комітет в черговий раз почав перейматися зростанням цін на паливо, і подав великим мережам АЗС свої рекомендації, що стосуються їх встановлення, передають Патріоти України з посиланням на ДС. Далі - мовою оригіналу:

"Ведомство указывает, что европейские котировки на дизтопливо и бензин являются факторами, которые влияют на розничные цены на топливо в Украине. А поскольку котировки в Европе начали снижаться еще с 12 марта, то это должно было повлечь уменьшение как закупочных, так и розничных цен на нефтепродукты в Украине. Но расценки на информационных табло украинских АЗС продолжили расти.

Поэтому АМКУ советует сетям воздержаться от действий, которые могут привести к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции на рынке, и "принять меры по установлению розничных цен на топливо на уровне, который бы существовал при условии значительной конкуренции на рынке и соответствовал объективной ситуации на рынке".

Такая витиеватая формулировка объясняется тем, что Антимонопольный комитет не уполномочен влиять на цены непосредственно, а должен лишь следить за тем, чтобы компании не вступали в антиконкурентный сговор с целью поднятия цен.

Свои рекомендации АМКУ направил крупнейшим компаниям, работающим под брендами WOG, OKKO, Ukrnafta, AMIK, Shell, Socar, UPG, БРСМ, Avantage-7 и Glusco.

На сколько выросли цены

Реакция АМКУ появилась не на ровном месте. Цены на бензин и дизтопливо в Украине росли весь февраль, что и вызвало беспокойство власти. Еще 4 марта премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Министерство экономики начало встречаться с представителями сетей АЗС и выяснять причину роста. При этом премьер предупредил, что если среди причин подорожания будет заподозрен картельный сговор, то будут начаты проверки "законности функционирования отдельных сетей и станций".

Однако, несмотря на сигналы со стороны власти, топливо продолжило дорожать: по данным консалтинговой компании "А-95", с 24 февраля по 23 марта цены на бензин А-92 выросли с 26,59 до 28,02 грн за 1 л, А-95 — с 27,6 до 29,03 грн, а на дизельное топливо — с 27,03 до 28,27 грн.

Есть ли причина для снижения

Агия Загребельская, соучредитель "Лиги антитраста", считает, что сегодня на украинском рынке топлива существует классический картельный сговор — "ракета и перо": когда мировые цены растут, цены на АЗС в Украине стремятся вверх, словно ракета. Но когда мировые котировки падают, в Украине они опускаются плавно, словно перышко. Или не опускаются вовсе.

Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев более дипломатичен в оценке обоснованности нынешних цен на топливо. По его словам, есть целый ряд расчетов, которые свидетельствуют, что цены должны быть ниже. В частности, существуют большие сомнения в обоснованности наценок, которые действуют в ряде сетей. Цена на бензин А-95 стандарта Евро-5 отличается в зависимости от заправки более чем на 8 грн на литре. При этом сети поясняют потребителям, что более высокая цена вызвана тем, что к бензину добавляются присадки, которые улучшают его эксплуатационные и экологические характеристики. Но стоимость этих присадок не настолько значительна, чтобы дать разницу в 8 грн.

Вторая претензия к компаниям — непрозрачные и непонятные программы лояльности: клиентам, которые приобрели чашку кофе на АЗС, может быть предложена скидка на топливо в размере 5 грн на литре. "Это слишком уж большая скидка. Почему нельзя обеспечить снижение цен для всех потребителей на 2 грн, и таким образом привлечь больше клиентов?", — отмечает Геннадий Рябцев.

Третья претензия — когда 1500 заправок, формально принадлежащих разным компаниям, и якобы не связанных отношениями контроля, одновременно и на одну и ту же величину повышают или снижают цены на нефтепродукты. Речь идет о компаниях «Авиас», ANP, «Укрнафта» и других, которые связывают с неформальной группой "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Такие же претензии по поводу синхронности в ценах есть и к сетям импортеров — они покупают топливо у разных поставщиков, имеют разные запасы, но при этом устанавливают цены, которые отличаются лишь на копейку.

Штрафы никого не пугают

По мнению Агии Загребельской, к голосу АМКУ сети АЗС прислушаются и однозначно сдержат рост цен. Но только — на определенный незначительный процент. При этом конкурентными (то есть сформированными вследствие конкурентного соревнования, а не договоренностей между операторами и административного вмешательства) цены однозначно не станут. "АМКУ уже не впервые выдает подобные рекомендации. Точно так же происходит раз в год в течение уже многих лет", — напомнила она.

Кстати, ведомство уже неоднократно штрафовало операторов АЗС за согласованные действия, но малорезультативно. "Иначе не было бы необходимости каждый год повторять одно и то же", — констатировала Загребельская.

Напомним, что если ведомство посчитает, что компании нарушают антимонопольное законодательство, то может наложить штрафы, как и делало ранее. Однако это не срабатывало по нескольким причинам. Размеры штрафов были незначительные, а операторы АЗС успешно отменяли их в судах. Кроме того, штрафы налагались на конкретную компанию, а не на целую группу, что позволяло последней закрыть "проштрафившуюся" фирму и не платить.

Надо признать, что сейчас вопрос стоит несколько острее, чем обычно. Как упоминалось, были громкие заявления премьер-министра, при этом котировки на топливо в Европе дают повод АМКУ требовать снижения цен.

Поэтому, скорее всего, на какое-то время после гневного окрика власти цены на топливо действительно остановятся, пока не схлынет волна недовольства государственных чиновников. А потом они снова могут продолжить свой рост, особенно если на то будут помимо неформальных еще и рыночные причины. Кстати, на данный момент на мировом рынке цены котировки на нефть отличаются особой волатильностью…"

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Один з найважливіших для християн днів року. Благовіщення Пресвятої Богородиці: Історія і заборони свята

понеділок, 25 березень 2024, 6:15

25 березня за новим стилем (7 квітня - за старим) - Благовіщення Пресвятої Богородиці, яке належить до числа дванадесятих свят, тобто, найбільш значущих у житті Ісуса Христа і Богородиці. За Біблією, саме в цей день Архангел Гавриїл повідомив Діві Марі...

День Віри, Надії, Любові та Софії: Народні прикмети 17 вересня

неділя, 17 вересень 2023, 8:18

За новоюліанським календарем християни східного обряду України вперше святкують день ангела жінки на ім'я Віра, Любов, Надія і Софія. Ще минулого року цей день припадав на 30 вересня. Також в честь цього дня іменинницям обов'язково потрібно сходити в ц...