"Собственно, советскую УНР и создавали для противопоставления УНР настоящей, которая признавала Совнарком правительством только Великороссии, а не всей России. Однако вскоре ситуация с советской Украиной, делегацию от которой большевики попытались использовать в переговорах со странами Четверного союза в Брест-Литовске, начала выходить из под контроля. В советской УНР вынужденное обстоятельствами провозглашение в марте 1918 г. независимости советской Украины начали оценивать как реальность. Это было оценено как опасность для большевистской власти и сам Кремль хоть и приветствовал советскую УНР, но ее независимости не признал.
ВРКПУ с самого начала своего существования позиционировало себя правительством независимого государства. Однако Кремль снова не решился официально согласиться с этим, тогда как независимость других провозглашенных тогда советских республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии) он признал почти сразу.
Анализ документов позволяет уверенно утверждать: чиновники ВРКПУ надеялись на признание независимости советской Украины и привязывали к нему принятия решений о границах и некоторых экономических декретов. Но надежды оказались напрасными. Не помогло даже прямое обращение председателя ВРКПУ Георгия Пятакова к наркому иностранных дел РСФСР Георгию Чичерину, в котором необходимость такого признания объяснялась дипломатическими потребностями — мол, это позволит официально обратиться к России за помощью как к союзнику.
Довести это дело до конца в том году не удалось, и, главное, пагубность своей «украинской» политики осознали в Кремле. Поэтому уже в ноябре 1919-го было решено формально сохранить украинскую советскую государственность, но никоим образом не расширять государственных прав УССР, сделав уступки только в национально-культурной политике. В то же время, чтобы заручиться поддержкой украинского общества, большевики публично начали говорить о независимой советской Украине. Собственно, отвоевание Украины в деникинцев они начали под лозунгом "Да здравствует свободная независимая Советская Украина!".
Такие лозунги нашли живой отклик во многих украинцев как в самой Украине, так и среди эмигрантов, в том числе и бывших руководителей УНР — Михаила Грушевского и Владимир Винниченко, которые в борьбе Кремля с Петлюрой приняли сторону большевиков. Те лозунги позволили привлечь на свою сторону и руководителей самой массовой по состоянию на конец 1919 г. украинский партии — Украинской коммунистической партии (боротьбистов), которые в марте 1920 г. согласились на слияние УКП(б) с КП(б)У. Но, несмотря на реальное изменение курса в национально-культурной политике, все те государственные лозунги были лишь красивыми словами. Реальность была полностью противоположной.
В 1920-м уже и речи не было об украинском фронте или украинских армиях, которые формально существовали в первой половине 1919 г.: военное дело была строго централизовано. 27 января было принято постановление Всеукрревкома «Об объединении деятельности УССР и РСФСР», которым отменялась вся предыдущая законодательная база УССР. Теперь все должно работать по законам РСФСР. И в этом же постановлении речь шла об активизации работы по «объединению республик».
В начале февраля 1920 г. была создана «комиссия по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР», в которой место Украины виделось равным с уже существующими в России автономиями. И хотя для того чтобы «подсечь буферизм Пилсудского» российские дипломаты инициировали формальное восстановление Наркомата иностранных дел УССР, реальных дел длительное время там фактически не было.
В мае 1920-го в Харькове IV Всеукраинский съезд решил, что УССР «сохраняя свою самостоятельную государственную конституцию, является членом Всероссийской Социалистической Федеративной Советской Республики». Названием «Всероссийская» и упоминанием о «конституции» в определенной степени скрывалась запланированная ликвидация украинской советской государственности. Впрочем факт остается фактом — в июне 30 представителей от ВУЦИК вошли в состав Всероссийского ЦИК — высшего законодательного органа власти советской России. И Кремль — вполне, кстати, справедливо — расценивал этот шаг как констатацию вхождения УССР в состав РСФСР. Ведь после провозглашения независимости советской Украины в марте 1918 г. такое случилось впервые. И постановление от 25 ноября об участии украинских делегатов в работе Всероссийского съезда Советов, казалось бы, подтверждало положение Украины как части РСФСР.
Наступление Кремля в первой половине 1920-го проходило на всех «фронтах». В конце мая было заявлено о реорганизации Наркомата по делам национальностей РСФСР, где должен был быть создан украинский отдел, который бы отвечал как за украинцев в составе РСФСР, так и за УССР в целом. Правда, украинская сторона видела задачу украинского отдела иначе, то есть на УССР его действие не желала распространять, но все шло к тому, что ее видение должно быть проигнорировано. В июне 1920-го УССР была вынуждена делегировать в такой отдел своих представителей, которые, правда, уже в Москве «тянули» с организацией отдела.
Такому наступлению на украинскую советскую государственность лишь добавляли силы летние (до середины августа 1920 г.) успехи в войне с Польшей и УНР Петлюры.
Кто знает, как бы оно произошло, если бы наступление на Польшу и дальше было успешным, был бы ли заключен выгодный для России мир. Но ситуация изменилась — польско-украинские войска перешли в контрнаступление. Да и вообще в сентябре 1920-го дела большевиков в Украине складывались не лучшим образом: с запада — Польша, с юга — Врангель, в самой Украине — массовое повстанческое движение. Фактически положение было неблагоприятнее, чем в апреле, когда, собственно, началось первое наступление украинского-польских войск и вскоре красные оставили Киев.
Даже прошлогодний централист Христиан Раковский раз за разом потребовал у Кремля больше прав для советской Украины. В частности, в середине октября в письме к Ленину Христиан Раковский отмечал: «У нас складывается впечатление, что Украину систематически обманывают». А 25 ноября 1920 г., несмотря на то что подобный опыт весны 1919-го был строго осужден Кремлем, управляемый Раковским Совнарком УССР принял решение добиваться открытия собственной фабрики для печати бумажных денег.
В Кремле учли как внешние обстоятельства, так и настроения советских работников и были вынуждены идти на уступки — где-то краткосрочные, а где-то длительные. В конце сентября — начале октября было подписано соглашение с Махно, которое было нарушено сразу после победы над Врангелем. 12 октября было заключено перемирие с Польшей, в котором советская Украина была указана одной из сторон. Это был обдуманный дипломатический шаг — таким образом отсекалась возможность участия в переговорах союзника Польши — петлюровской УНР.
После рассмотрения соответствующего вопроса на пленуме ЦК РКП(б), состоявшемся 7–9 декабря 1920 г., было решено «поручить комиссии из т.т. Чичерина, Каменева, Раковского разработать и внести в ЦК проект постановления об урегулировании международных и правовых отношений между РСФСР и УССР».
Украинская сторона отнеслась к подготовке договора со всей возможной серьезностью. Уже 13 декабря она ликвидировала упомянутое выше представительство при Наркомнаце — мол, мы же должны быть равными с Россией, а не с автономными республиками в ее составе. А дальше началась обработка проекта договора. В частности, благодаря настоянию украинской стороны к имеющемуся положение о том, что «объединенные народные комиссариаты обеих республик входят в состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Республики и имеют в Совете Народных Комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики своих уполномоченных» в конечном варианте Договору было добавлено крайне важное для УССР «которых утверждает и контролирует украинский ЦИК и съезд Советов».
24 декабря разработанный комиссией при участии Раковского проект Договора был рассмотрен на пленуме ЦК РКП(б) и из его названия было исключено слово «федеральный». Договор был составлен на двух языках — русском и украинском — и после согласования в основных наркоматах РСФСР подписан 28 декабря 1920 г. Полное название звучало как «Союзный рабоче-крестьянский договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Украинской Социалистической Советской Республикой». С российской стороны его подписали Г. Чичерин как нарком иностранных дел и Ленин как председатель СНК, с украинской — Х. Раковский, который объединял в своем лице обе те же должности в правительстве УССР.
На следующий день, то есть 29 декабря, после выступления Х. Раковского с обоснованием нужности этого Договора он единогласно и без всякого обсуждения был ратифицирован Всероссийским съездом Советов, который как раз заканчивал свою работу в Москве.
Долгий путь к формальному признанию независимости советской Украины завершился. Путь к реальной независимости только начался и растянулся на 71 год."
14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...
Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...