"Міф Зе виявився схожий з міфом Ющенка: кричуща невідповідність між реальним масштабом особистості і тією історичною роллю, якою їх наділили співвітчизники", - історик

Замість віртуального героя на Банкову прийшла реальна і досить пересічна людина. Не володіюча видатними здібностями і системним баченням світу, переоцінююча себе і болісно реагуюча на критику.

Про це у своєму блозі пише історик і політичний оглядач Михайло Дубинянський, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Владимир Зеленский пребывает у власти уже семнадцатый месяц, и нынешнего главу государства все охотнее сравнивают с предшественниками. Обнаруживают в его деятельности хорошо знакомые черты. Вписывают фигуру Зе – некогда парадоксальную и сбивавшую аналитиков с толку – в привычное пространство отечественной политики и новейшей истории.

Среди сторонников Петра Алексеевича, оплакивающих прошлогоднее поражение, популярны аналогии между Зеленским и Януковичем.

Действующего гаранта представляют агентом Москвы, малороссом-русификатором, мстительным и некомпетентным автократом – и пророчат ему скорое бегство в Ростов.

В свою очередь "зрадофилы", не жаловавшие предыдущего президента, проводят аналогии между Зеленским и Порошенко. Подчеркивают, что все пороки прошлого правления остались на месте, что принципиально ничего не изменилось, – и делают вывод, что в 2019 году ВАЗ был не худшим и не лучшим выбором, чем ПАП.

Но если отвлечься от психологических травм и обид, порожденных последней президентской кампанией, то наиболее корректная параллель лежит на поверхности.

Конечно, самое явное сходство обнаруживается между Владимиром Александровичем Зеленским и Виктором Андреевичем Ющенко. Сходство, не ограничивающееся инициалами и порой принимающее прямо-таки гротескные формы.

Что роднит шестого президента с третьим? Кричащее несоответствие между реальным масштабом личности и той исторической ролью, которой их наделили соотечественники. Этот диссонанс оказался выражен куда сильнее, чем в случае с Порошенко, Януковичем или Кучмой.

От Ющенко и Зеленского ждали не стабилизации критического положения – как в 2014-м. И не простого улучшения народной жизни – как в 2010-м или 1994-м. От них ждали ответов на вопросы, накопившиеся за все предыдущие годы независимости.

В едином инклюзивном порыве сливались демократы и авторитаристы, либералы и патерналисты, реформаторы и консерваторы, приземленные обыватели и городские сумасшедшие.

Каждый проецировал свои личные претензии к украинской действительности на Виктора Андреевича и Владимира Александровича. Каждый видел в них то, что хотел видеть. Каждый приписывал им желаемые черты, взгляды и возможности.

Так создавался виртуальный, предельно мифологизированный образ.

Разумеется, наивный энтузиазм не был всеобщим. Подобно третьему, шестой президент Украины столкнулся и с агрессивным скепсисом. В 2004 году кто-то толковал об "оранжевой чуме" и не сомневался в провале Ющенко и Ко.

А спустя пятнадцать лет кто-то с таким же рвением обличал "зеленую чуму", хотя этой прослойке общества неприятно признавать свое сходство с охранителями-контрреволюционерами времен первого Майдана.

Между тем у тогдашних критиков ВАЮ было не меньше оснований уверовать в собственную правоту, чем у противников Зе.

В обоих случаях правота скептиков свелась к тому, что вместо виртуального героя на Банковую пришел реальный и весьма заурядный человек. Не обладающий выдающимися способностями и системным видением мира. Переоценивающий себя и болезненно реагирующий на критику. Демонстрирующий откровенную политическую слабость и органически зависимый от чужого влияния.

Все это стало более значимым сочетанием факторов, чем управленческий опыт Виктора Андреевича и отсутствие такого опыта у Владимира Александровича.

По своей природе миф Зе оказался схож с мифом Ющенко: и деконструкция этого мифа в общих чертах повторяет события пятнадцатилетней давности.

Вместо пресловутых "любих друзів" ВАЮ – Ермак и компания. Вместо скандальной пресс-конференции, устроенной отставным руководителем президентского секретариата, – интервью бывшего главы президентского офиса.

Вместо "информационной блокады президента" и "перевода в виртуальный, а не реальный мир", о чем некогда заявлял Александр Зинченко, – "президент не понимает, что происходит вокруг него" и "теплая ванна превратилась в какой-то бетонный склеп" в исполнении Андрея Богдана.

Ну а вместо хрестоматийного "Ці руки нічого не крали!" – убежденность президента Зе, будто его личное неучастие в коррупционных схемах как-то влияет на работу системы в целом…

Впрочем, до сих пор речь шла о закономерных и довольно предсказуемых вещах. Но что по-настоящему удивительно, так это совпадение глобального фона, сопровождавшего президентство Ющенко и сопровождающего каденцию Зеленского.

ВАЮ и ВАЗ вступили в должность при благоприятнейшей мировой конъюнктуре. Середина 2000-х и конец 2010-х были временем безудержного экономического бума.

Подобная атмосфера отлично сочеталась с надеждами, окружавшими "оранжевых" и "зеленых". Повсеместное процветание заставляло сравнивать Украину с развитыми странами, считать нас обделенными и требовать немедленного рывка вперед. А затем все в одночасье рухнуло.

При третьем президенте мы познакомились с мировым финансовым кризисом. Немыслимым потрясением планетарного масштаба, заставшим врасплох всех и нанесшим сокрушительный удар по отсталой Украине.

Если в 2005-м Виктор Ющенко пришел на Банковую с повесткой развития, то к концу его каденции на первый план вышла повестка выживания.

По злой иронии судьбы, Украина Зеленского проходит тот же самый путь. При шестом президенте мы столкнулись с еще более немыслимым планетарным коронакризисом, чей приход не мог предвидеть никто.

И теперь речь идет уже не о рывке вперед, не об анонсированном конце эпохи бедности, а о судорожных попытках удержаться на плаву.

Разница в том, что между победой Ющенко и драматическими событиями на Уолл-стрит прошло более трех лет. За это время несостоятельность украинского гаранта стала очевидна, и его фиаско не получалось объяснить вмешательством глобального "черного лебедя".

По сути, от финансового кризиса 2008-го пострадал не столько Виктор Андреевич, уже разочаровавший всех, кого можно, сколько целеустремленная Юлия Владимировна.

Зато президента Зеленского коронавирус из далекого Уханя настиг на взлете. С одной стороны – ужасное невезение, но с другой – готовое оправдание. Внутренний кризис, наметившийся на Банковой к февралю 2020-го, оказался заслонен глобальными потрясениями.

Теперь практически любые невзгоды можно списать на пандемию, не пощадившую никого. А Владимир Александрович может остаться хорошим парнем, которому просто не повезло с плохими обстоятельствами.

Правда, положа руку на сердце, стоит признать: при всей непопулярности президента Ющенко он тоже был очень неплохим человеком. По своим моральным качествам Виктор Андреевич действительно отличался от предшественников в лучшую сторону.

Но, как выяснилось в 2005-2010 годах, быть неплохим человеком – не профессия, не политическая программа и не полноценный президентский курс. И сегодня Украина убеждается в этом повторно".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Один з найважливіших для християн днів року. Благовіщення Пресвятої Богородиці: Історія і заборони свята

понеділок, 25 березень 2024, 6:15

25 березня за новим стилем (7 квітня - за старим) - Благовіщення Пресвятої Богородиці, яке належить до числа дванадесятих свят, тобто, найбільш значущих у житті Ісуса Христа і Богородиці. За Біблією, саме в цей день Архангел Гавриїл повідомив Діві Марі...

День Віри, Надії, Любові та Софії: Народні прикмети 17 вересня

неділя, 17 вересень 2023, 8:18

За новоюліанським календарем християни східного обряду України вперше святкують день ангела жінки на ім'я Віра, Любов, Надія і Софія. Ще минулого року цей день припадав на 30 вересня. Також в честь цього дня іменинницям обов'язково потрібно сходити в ц...