Пілотесси: Як українки завойовують авіацію

З кожним роком жінок-пілотів буде ставати все більше. У 2017 році подорож на літаку здійснили 4,1 млрд пасажирів, передбачається, що до 2036 році по повітрю будуть перевозити до 7,8 млрд чоловік.

Швидше за все ринок авіаперевезень зростає в Індії. Вже зараз там 13% пілотів припадає на жінок, з яких 10% - командири екіпажів. За даними Державіаслужби, в реєстрі авіаційного персоналу зареєстровано 37 жінок, у яких є посвідчення пілотів, з них 21 літає в комерційній авіації, командирів екіпажів серед українок поки немає. Журналісти розбиралися, як українки рвуться в небо, передають Патріоти України з посиланням на Фокус. Далі - мовою оригіналу:

"17 апреля 2018 года самолет авиакомпании Southwest Airlines вылетел из Нью-Йорка в Даллас. На высоте 10 км один из двигателей взорвался, осколками разбило иллюминатор, пилотам пришлось экстренно сажать самолёт в аварийном режиме. 143 пассажира и пятеро членов экипажа выжили, одна женщина погибла. Учитывая обстоятельства инцидента, жертв могло быть намного больше, самолёт мог вообще разбиться, людей спас профессио­нализм пилота. Вскоре выяснилось, что за штурвалом находилась 56-летняя Тэмми Джо Шульц, которую выжившие пассажиры назвали героиней.

Тэмми Джо Шульц — одна из немногих в мире женщин-пилотов. Хотя человечество изо всех сил пытается свести к нулю гендерное неравенство, профессия лётчика остаётся труднодостижимой для представительниц слабого пола. По данным Международного сообщества женщин-пилотов, сегодня самолётами в мире управляют около 9 тыс. женщин, или 5% от общего количества летчиков. Среди командиров экипажей женщин — лишь 1,3%.

В Украине летчиц еще меньше. По данным Госавиаслужбы, в реестре авиационного персонала зарегистрировано 37 женщин, у которых есть удостоверения пилотов, из них 21 летает в коммерческой авиации, командиров экипажей среди украинок пока нет.

Летчицы

24-летняя Елена Коневская — второй пилот в авиакомпании SkyUp Airlines. Елена — одна из четырех женщин из 101 пилота компании. У неё за плечами 685 часов налета. Из 10 девушек, которые учились вместе с ней в Кировоградской летной академии, сегодня летает лишь она. "Так получилось, что впервые я поднялась в небо сразу в кресле пилота на самолёте Cessna 172, до этого вообще никогда не летала! Это были невероятные ощущения, — рассказывает летчица. — Спустя годы полетела в качестве пассажира. Это совершенно не то. Мне неудобно, не хватает места, нечем заняться, я не контролирую полёт, вид из иллюминатора совсем не тот, что из кабины. В общем, мне не нравится".

Девушка признаётся, что никогда не чувствовала предвзятого отношения к себе ни со стороны коллег, ни со стороны пассажиров. "Бывает, я выхожу в переднюю кухню и меня видят пассажиры. Они подходят, восхищаются, что такая хрупкая девушка управляет самолётом", — продолжает Коневская.

Лена считает количество времени, проведённого дома, не днями, а ночами. К примеру, в январе она ночевала дома пять раз. Ненормированный график — одна из основных причин, по которой в авиации мало женщин, но Коневскую это неудобство не пугает. "У меня были продолжительные серьёзные отношения, и мой график работы никак на них не сказывался, — подчёркивает она. — В будущем я хочу иметь детей, но для начала планирую стать командиром".

Пилотесса, а не пилот. У 28-летней Алины Бабинской 300 часов налёта на вертолёте

Получение налёта — вторая причина, по которой пилотами становятся далеко не все. В Украине лётчиков готовят только в Кировоградской лётной академии, но там дают лишь теорию, за практику необходимо платить. Минимальный налёт, около 200 часов, при котором будущего пилота могут взять работать в авиакомпанию, можно получить как в Украине, так и в Европе. У нас это стоит около $30–35 тыс., в Европе — от €40 тыс. Чтобы летать на Boeing, необходима лицензия, за получение которой нужно заплатить ещё $25 тыс.

Для тех, у кого нет возможности оплатить себе налёт и лицензию, существуют кадетские программы. Авиакомпании обучают пилотов за свои деньги, а затем в течение нескольких лет вычитают их из зарплат. Однако набор на такие программы ограничен.

В любом случае игра стоит свеч. По данным Государственной службы статистики Украины, профессия пилота самая высокооплачиваемая в стране. По официальным данным, они получают 26 тыс. грн, в реальности же эти цифры, разумеется, выше: в украинских авиакомпаниях зарплаты вторых пилотов стартуют от $2 тыс. и достигают $5,7 тыс. Командиры, как правило, получают на 40% больше.

Вертолетчицы

Женщины поднимают в небо не только самолёты. В украинской армии сегодня семь вертолетчиц, гражданских — всего три, две из них работают в авиакомпании "Мотор Сич": 70-летняя пилот-инструктор Любовь Приходько, которая летает до сих пор, и 28-летняя пилотесса Алина Бабинская.

За более чем 50 лет в авиации Любовь Приходько научила летать множество пилотов, стала абсолютной чемпионкой мира по вертолётному спорту, при этом хорошо помнит, что профессия ей давалась нелегко.

"Я стала первой женщиной-инструктором и вообще женщиной-пилотом. Помню, что у коллег-мужчин отношение ко мне было не предвзятым, но оценивающим. В этой профессии мы завоёвываем себе место под солнцем. Мужчинам прощают всё, женщинам — ничего, потому что мы зашли на их территорию. Поэтому в авиации женщины должны относиться к себе очень требовательно", — считает Приходько.

У Алины Бабинской 300 часов налёта. Ей импонирует, что её называют пилотессой, а не пилотом. "Сколько бы ни было женщин в авиации, всё равно это мужская профессия. Приходится каждый раз доказывать, что ты можешь, что ты не заслуживаешь, чтобы к тебе относились скептически. Аналогично, как на дороге: сколько бы женщина ни водила машину, к ней всегда будет предвзятое отношение", — говорит Алина. Она признаётся, что, когда рассказывает другим о своей профессии, многие удивляются, но её это не сковывает. Так же, как и мужчины, она любит свою технику и очень бережно к ней относится.

Военная вертолетчица. За 20 лет службы в армии командир экипажа Татьяна Конарева-Шиляева перестала сталкиваться с предубеждениями со стороны мужчин

Находит общий язык с мужчинами и 37-летняя командир вертолёта Татьяна Конарева-Шиляева. Она уже почти 20 лет служит в армии, налетала 420 часов. Впервые полетела на самолёте в 16-летнем возрасте, с тех пор с небом не расстаётся. "Помню, как радостно мне было в первый раз самой оказаться в кабине на высоте. Я и песни пела, и рассказывала себе что-то вслух. Это непередаваемые ощущения", — вспоминает Татьяна.

В её экипаже три человека. Все мужчины. В бригаде других женщин нет. Поначалу её восприняли настороженно, а теперь говорят: "Танюха — наш пацан". "Я уже перестала сталкиваться с теми, кто считает, что женщина-пилот — это невозможно. Нас было четыре однокурсницы. Одна в декрете, все остальные летают", — рассказывает вертолётчица.

Как и в гражданской авиации, у военных лётчиков размер оклада не зависит от пола. Общие у них и суеверия. Например, никто не фотографируется перед вылетом, не пришивает в день полёта пуговицы и не называет точное время возвращения.

Пассажиры

В опросе, проведённом авиакомпанией British Airways несколько лет назад, 63% опрошенных женщин признались, что от мечты стать пилотом их ещё в детстве отговорили родители. 20% респондентов всю жизнь были твёрдо уверены, что женщина на борту самолёта может выполнять обязанности только стюардессы. 20% не имели объектов для подражания ни в кинематографе, ни в реальной жизни, 10% общество внушило, что пилотом самолёта может быть только мужчина.

Александр Жебров, преподаватель Кировоградской лётной академии, говорит, что никто и никогда не проводил никаких исследований гендерных отличий пилотов. По его опыту, женщина за штурвалом самолёта ничем не отличается от мужчины. Это же подтверждают зарубежные коллеги Жеброва.

Однако многие к женщинам за штурвалом всё ещё относятся с предубеждением. В 2012 году пассажир авиакомпании Brazilian Airlines отказался лететь, узнав, что самолётом будет управлять женщина-командир. Авиакомпания стала на защиту своей сотрудницы, опубликовав заявление о том, что не допустит дискриминации в отношении пилотесс. В 2017 году Авиационный университет Эмбри-Риддла провёл в США исследование, участникам которого предложили выбрать оптимальный состав экипажа: двое мужчин, один мужчина и одна женщина, две женщины и полностью автономный беспилотник. Все опрошенные предпочли лететь с двумя пилотами-мужчинами, а те, кто не хотел лететь на беспилотнике, считали, что наличие в кабине двух женщин-пилотов ничем не лучше.

"Критическое отношение к женщинам-пилотам — стереотип, который тянется из глубин XVIII–XIX веков, когда женщина не имела права принимать решения даже о собственном замужестве. Должно пройти ещё как минимум одно столетие, чтобы этот стереотип исчез и к женщинам-пилотам стали относиться так же, как к пилотам-мужчинам", — уверена психолог Вера Романова. Она убеждена, что в управлении воздушным судном ключевую роль играют не гендерные отличия, а тип темперамента, который влияет на принятие решений и стиль управления. Например, меланхолики считаются наименее пригодными к управлению воздушным судном, поскольку они чрезвычайно чувствительны к внешним раздражителям. Управление самолётом оборачивается для них сплошным стрессом.

Впрочем, вне зависимости от предрассудков, с каждым годом женщин-пилотов будет становиться всё больше. В 2017 году путешествие на самолёте совершили 4,1 млрд пассажиров, предполагается, что к 2036 году по воздуху будут перевозить до 7,8 млрд человек. Быстрее всего рынок авиаперевозок растёт в Индии. Уже сейчас там 13% пилотов приходится на женщин, из которых 10% — командиры экипажей.

По подсчётам Международной организации гражданской авиации, чтобы удовлетворить спрос, в следующие 15–20 лет для коммерческих рейсов понадобится 620 тыс. новых пилотов. "Спрос настолько огромен, что для его удовлетворения гендерный перекос будет устранён", — убеждён Шерри Карбери, вице-президент подразделения Boeing Flight Services.

Прогрессивный мир начинает над этим работать. Стипендии на образование, график полётов, позволяющий полноценно воспитывать детей, женщины-пилоты на рекламе авиакомпаний — всё это появляется в профессии, многие годы считавшейся мужской. Так что отстаивать право заниматься любимым делом женщинам будет проще."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

З архіву ПУ. "За себя и за Колю!": Нардеп Гончаренко протролив свого колегу-"слугу" у порожній маршрутці (відео)

п’ятниця, 23 жовтень 2020, 12:00

Народний депутат Олексій Гончаренко записав відеопривітання з Днем Києва у маршрутці, натякаючи на недавню ситуацію з нардепом Миколою Тищенком. Відео він опублікував у Facebook, передають Патріоти України. "З днем Києва! Київ для мене — це більше, ніж...

"Пора дзвонити Солу": Хлопець прокидався з синцями і встановив стеження в спальні ...

п’ятниця, 23 жовтень 2020, 11:59

Варто було йому побачити нічний запис, він одразу зрозумів: пора терміново дзвонити адвокату.​. "Пользователь сайта Reddit под ником Soppapoppa442200 рассказал, что последние месяцы каждое утро он обнаруживал новые раны на своём теле, которых не было, ...