"17 апреля 2018 года самолет авиакомпании Southwest Airlines вылетел из Нью-Йорка в Даллас. На высоте 10 км один из двигателей взорвался, осколками разбило иллюминатор, пилотам пришлось экстренно сажать самолёт в аварийном режиме. 143 пассажира и пятеро членов экипажа выжили, одна женщина погибла. Учитывая обстоятельства инцидента, жертв могло быть намного больше, самолёт мог вообще разбиться, людей спас профессионализм пилота. Вскоре выяснилось, что за штурвалом находилась 56-летняя Тэмми Джо Шульц, которую выжившие пассажиры назвали героиней.
Тэмми Джо Шульц — одна из немногих в мире женщин-пилотов. Хотя человечество изо всех сил пытается свести к нулю гендерное неравенство, профессия лётчика остаётся труднодостижимой для представительниц слабого пола. По данным Международного сообщества женщин-пилотов, сегодня самолётами в мире управляют около 9 тыс. женщин, или 5% от общего количества летчиков. Среди командиров экипажей женщин — лишь 1,3%.
В Украине летчиц еще меньше. По данным Госавиаслужбы, в реестре авиационного персонала зарегистрировано 37 женщин, у которых есть удостоверения пилотов, из них 21 летает в коммерческой авиации, командиров экипажей среди украинок пока нет.
24-летняя Елена Коневская — второй пилот в авиакомпании SkyUp Airlines. Елена — одна из четырех женщин из 101 пилота компании. У неё за плечами 685 часов налета. Из 10 девушек, которые учились вместе с ней в Кировоградской летной академии, сегодня летает лишь она. "Так получилось, что впервые я поднялась в небо сразу в кресле пилота на самолёте Cessna 172, до этого вообще никогда не летала! Это были невероятные ощущения, — рассказывает летчица. — Спустя годы полетела в качестве пассажира. Это совершенно не то. Мне неудобно, не хватает места, нечем заняться, я не контролирую полёт, вид из иллюминатора совсем не тот, что из кабины. В общем, мне не нравится".
Девушка признаётся, что никогда не чувствовала предвзятого отношения к себе ни со стороны коллег, ни со стороны пассажиров. "Бывает, я выхожу в переднюю кухню и меня видят пассажиры. Они подходят, восхищаются, что такая хрупкая девушка управляет самолётом", — продолжает Коневская.
Лена считает количество времени, проведённого дома, не днями, а ночами. К примеру, в январе она ночевала дома пять раз. Ненормированный график — одна из основных причин, по которой в авиации мало женщин, но Коневскую это неудобство не пугает. "У меня были продолжительные серьёзные отношения, и мой график работы никак на них не сказывался, — подчёркивает она. — В будущем я хочу иметь детей, но для начала планирую стать командиром".
Получение налёта — вторая причина, по которой пилотами становятся далеко не все. В Украине лётчиков готовят только в Кировоградской лётной академии, но там дают лишь теорию, за практику необходимо платить. Минимальный налёт, около 200 часов, при котором будущего пилота могут взять работать в авиакомпанию, можно получить как в Украине, так и в Европе. У нас это стоит около $30–35 тыс., в Европе — от €40 тыс. Чтобы летать на Boeing, необходима лицензия, за получение которой нужно заплатить ещё $25 тыс.
Для тех, у кого нет возможности оплатить себе налёт и лицензию, существуют кадетские программы. Авиакомпании обучают пилотов за свои деньги, а затем в течение нескольких лет вычитают их из зарплат. Однако набор на такие программы ограничен.
В любом случае игра стоит свеч. По данным Государственной службы статистики Украины, профессия пилота самая высокооплачиваемая в стране. По официальным данным, они получают 26 тыс. грн, в реальности же эти цифры, разумеется, выше: в украинских авиакомпаниях зарплаты вторых пилотов стартуют от $2 тыс. и достигают $5,7 тыс. Командиры, как правило, получают на 40% больше.
Женщины поднимают в небо не только самолёты. В украинской армии сегодня семь вертолетчиц, гражданских — всего три, две из них работают в авиакомпании "Мотор Сич": 70-летняя пилот-инструктор Любовь Приходько, которая летает до сих пор, и 28-летняя пилотесса Алина Бабинская.
За более чем 50 лет в авиации Любовь Приходько научила летать множество пилотов, стала абсолютной чемпионкой мира по вертолётному спорту, при этом хорошо помнит, что профессия ей давалась нелегко.
"Я стала первой женщиной-инструктором и вообще женщиной-пилотом. Помню, что у коллег-мужчин отношение ко мне было не предвзятым, но оценивающим. В этой профессии мы завоёвываем себе место под солнцем. Мужчинам прощают всё, женщинам — ничего, потому что мы зашли на их территорию. Поэтому в авиации женщины должны относиться к себе очень требовательно", — считает Приходько.
У Алины Бабинской 300 часов налёта. Ей импонирует, что её называют пилотессой, а не пилотом. "Сколько бы ни было женщин в авиации, всё равно это мужская профессия. Приходится каждый раз доказывать, что ты можешь, что ты не заслуживаешь, чтобы к тебе относились скептически. Аналогично, как на дороге: сколько бы женщина ни водила машину, к ней всегда будет предвзятое отношение", — говорит Алина. Она признаётся, что, когда рассказывает другим о своей профессии, многие удивляются, но её это не сковывает. Так же, как и мужчины, она любит свою технику и очень бережно к ней относится.
Находит общий язык с мужчинами и 37-летняя командир вертолёта Татьяна Конарева-Шиляева. Она уже почти 20 лет служит в армии, налетала 420 часов. Впервые полетела на самолёте в 16-летнем возрасте, с тех пор с небом не расстаётся. "Помню, как радостно мне было в первый раз самой оказаться в кабине на высоте. Я и песни пела, и рассказывала себе что-то вслух. Это непередаваемые ощущения", — вспоминает Татьяна.
В её экипаже три человека. Все мужчины. В бригаде других женщин нет. Поначалу её восприняли настороженно, а теперь говорят: "Танюха — наш пацан". "Я уже перестала сталкиваться с теми, кто считает, что женщина-пилот — это невозможно. Нас было четыре однокурсницы. Одна в декрете, все остальные летают", — рассказывает вертолётчица.
Как и в гражданской авиации, у военных лётчиков размер оклада не зависит от пола. Общие у них и суеверия. Например, никто не фотографируется перед вылетом, не пришивает в день полёта пуговицы и не называет точное время возвращения.
В опросе, проведённом авиакомпанией British Airways несколько лет назад, 63% опрошенных женщин признались, что от мечты стать пилотом их ещё в детстве отговорили родители. 20% респондентов всю жизнь были твёрдо уверены, что женщина на борту самолёта может выполнять обязанности только стюардессы. 20% не имели объектов для подражания ни в кинематографе, ни в реальной жизни, 10% общество внушило, что пилотом самолёта может быть только мужчина.
Александр Жебров, преподаватель Кировоградской лётной академии, говорит, что никто и никогда не проводил никаких исследований гендерных отличий пилотов. По его опыту, женщина за штурвалом самолёта ничем не отличается от мужчины. Это же подтверждают зарубежные коллеги Жеброва.
Однако многие к женщинам за штурвалом всё ещё относятся с предубеждением. В 2012 году пассажир авиакомпании Brazilian Airlines отказался лететь, узнав, что самолётом будет управлять женщина-командир. Авиакомпания стала на защиту своей сотрудницы, опубликовав заявление о том, что не допустит дискриминации в отношении пилотесс. В 2017 году Авиационный университет Эмбри-Риддла провёл в США исследование, участникам которого предложили выбрать оптимальный состав экипажа: двое мужчин, один мужчина и одна женщина, две женщины и полностью автономный беспилотник. Все опрошенные предпочли лететь с двумя пилотами-мужчинами, а те, кто не хотел лететь на беспилотнике, считали, что наличие в кабине двух женщин-пилотов ничем не лучше.
"Критическое отношение к женщинам-пилотам — стереотип, который тянется из глубин XVIII–XIX веков, когда женщина не имела права принимать решения даже о собственном замужестве. Должно пройти ещё как минимум одно столетие, чтобы этот стереотип исчез и к женщинам-пилотам стали относиться так же, как к пилотам-мужчинам", — уверена психолог Вера Романова. Она убеждена, что в управлении воздушным судном ключевую роль играют не гендерные отличия, а тип темперамента, который влияет на принятие решений и стиль управления. Например, меланхолики считаются наименее пригодными к управлению воздушным судном, поскольку они чрезвычайно чувствительны к внешним раздражителям. Управление самолётом оборачивается для них сплошным стрессом.
Впрочем, вне зависимости от предрассудков, с каждым годом женщин-пилотов будет становиться всё больше. В 2017 году путешествие на самолёте совершили 4,1 млрд пассажиров, предполагается, что к 2036 году по воздуху будут перевозить до 7,8 млрд человек. Быстрее всего рынок авиаперевозок растёт в Индии. Уже сейчас там 13% пилотов приходится на женщин, из которых 10% — командиры экипажей.
По подсчётам Международной организации гражданской авиации, чтобы удовлетворить спрос, в следующие 15–20 лет для коммерческих рейсов понадобится 620 тыс. новых пилотов. "Спрос настолько огромен, что для его удовлетворения гендерный перекос будет устранён", — убеждён Шерри Карбери, вице-президент подразделения Boeing Flight Services.
Прогрессивный мир начинает над этим работать. Стипендии на образование, график полётов, позволяющий полноценно воспитывать детей, женщины-пилоты на рекламе авиакомпаний — всё это появляется в профессии, многие годы считавшейся мужской. Так что отстаивать право заниматься любимым делом женщинам будет проще."
14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...
Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...