"Представьте, что в 1992 году киевлянин Ян Кум не покинул бы Украину. Что каким-то чудом получил бы нужное образование и связи в IT-мире. Придумал бы WhatsApp здесь, на родине, приземлил бы хед-офис в Киеве. А после исторической продажи мессенджера за $19 млрд платформе Facebook ушедшие из WhatsApp сотрудники создали бы целый ряд успешных продуктовых стартапов и венчурных фондов.
У истории нет сослагательного наклонения. Мы лишь можем гордиться успехами экс-украинца из-за океана. Но на севере Европы есть маленькая постсоветская страна, которая демонстрирует, как могло бы быть. Ее уроки Украине могут быть очень полезны.
Журналист побывал в центре разработки Skype в Таллинне. Вместе с иностранными коллегами пообщался с нынешним руководителем Танелем Эрмом. Записал главные мысли о пути уже-не-стартапа и разработчиках-украинцах.
А во вставках вы узнаете об основных вехах проекта и компаниях, в которых участвуют экс-сотрудники некогда самой популярной “звонилки”. К ним редакция тоже заглянула на огонек.
Иногда я забываю, как много изменилось с тех пор. Смартфонов как таковых не было, большинство работали с десктопов или ноутбуков. Телеком-услуги тоже стоили дорого - звонки за пределы локального региона стоили несколько евро за минуту. Skype решал эту проблему для многих людей. Он не был первым, но был простым и работал хорошо. Мы думаем, что это сделало его популярным.
Skype официально запустился в 2003 году. Руководителями и инвесторами проекта стали швед Никлас Зеннстрем и датчанин Янус Фриис, экс-сотрудники шведской телеком-компании Tele2. Сам софт писали эстонские программисты Ахти Хейнла, Прийт Кейсалу и Ян Таллинн, которые до этого разработали peer-2-peer файлообменную сеть KazaA. Свои навыки они применили и к интернет-звонкам.
К 2019 году у Skype появилось множество конкурентов - мессенджеров WhatsApp, Telegram, Viber и т.д., а также коммуникационных платформ от того же Google и Apple
Когда-то Skype был чем-то вроде монополии. Сейчас вы можете взять любое коммуникационное приложение - все они делают почти те же самые вещи. Skype - один из вариантов. Конечно, у нас собственный стек и много крутых фич, многие из которых востребованы нашими бизнес-пользователями. Новые фичи идут в Skype и Teams. Выбор за вами. Зависит от того, хотите ли вы использовать его для бизнеса или звонков друзьям.
По мне, самая большая проблема в следующем: навыки, которым обучают в университетах, не очень совпадают с практическими ожиданиями работодателей. Конкретно нам нужны люди, которые знают, как построить и запустить облачные сервисы, комбинировать инженерные и DevOps методы разработки, тестирования, развертывания, мониторинга, запуска сервиса в продакшн. Это то, что университеты должны преподавать лучше. Продвигать практические навыки, которые необходимы в современном облачном мире.
Skype пережил 2 крупных продажи. Первую - в 2005 году, когда сервис был куплен eBay за $2,6 млрд. Как вспоминает Танель Эрм, который работает в команде с 2005 года, это был первый стартап-единорог, основанный в Европе. eBay собирались соединить продавцов и покупателей на своем маркетплейсе с помощью аудиозвонков. Но это так и не прижилось. Skype динамично развивался, но не приносил покупателям желаемой прибыли. К тому же, как оказалось, eBay не приобрел права на ключевую технологию, из-за чего прежние владельцы затеяли патентные споры. В 2009 году e-commerce гигант выставил сервис на продажу.
В 2011 году Skype был куплен Microsoft - в этот раз со всеми правами. Сумма сделки снова была рекордной - и для рынка Европы, и для Microsoft - $8,5 млрд. К тому же, в регион зашла одна из топ-5 технологических компаний мира.
Одна из причин - тогда я был просто инженером. На мне эти перемены не слишком отражались. Если бы я занимал лидирующую позицию в те времена, возможно, было бы сложнее. В то же время меня удержало то, что перемены делают вещи интересными. Фактически, мы можем работать внутри одной компании над многими разными сферами и продуктами. Если я вижу, что мы набираем новых людей, а у тех, кто здесь уже давно, все еще есть искра в глазах, это хорошее место для работы.
Наш фокус отличается от того, на что нацелены Facebook и WhatsApp. Наша аудитория - современные успешные люди, которым нужны инструменты, помогающие им с коллаборацией в школе, на рабочем месте или с семьей. Мы говорим о smart digital collaboration, которая дает людям возможность быть более продуктивными. Речь не только об улучшении персональных коммуникаций. Конечно, их мы тоже усиливаем. Но сейчас невозможно конкурировать только умением отправлять сообщения или делать звонки. Нужно делать больше. И мы стараемся делать больше.
С приходом Microsoft продукт изменился. В Skype ушли от P2P-технологии - в частности из-за роста популярности смартфонов, на которых нельзя было так просто распределить нагрузку сервиса. По слухам, о секретности переговоров можно было забыть еще со времен eBay. “Звонилку” включили в комплект поставки Windows, проект Windows Messenger закрыли, а сервис Lynс превратили в Skype for Business.
Танель Эрм говорит, что компания пережила кризис идентичности. По его словам, Microsoft тогда сильно отличалась от нынешней компании. Все изменилось с появлением Сатьи Наделлы на позиции CEO. Он эффективно ввел в ДНК компании все внутренние программы, бонусы, методы, которые поощряли людей помогать другим. Появились “гаражи” и хакатоны. Компания стала работать в agile-подходе и интенсивно уходить в клауд-сервисы. Доверие к лидерам вернулось.
Сейчас в двух офисах Skype - в Таллинне и Тарту - работает около 300 человек. С головного офиса Skype недавно сняли лого сервиса. Сейчас там красуется только надпись Microsoft. Отчасти потому, что теперь здесь работают и над другими продуктами компании - Azure DevOps, Microsoft Teams, LinkedIn и другими. В основном над коммуникационной их частью.
Мы не можем раскрывать наперед эти вещи. Но у нас есть публичная дорожная карта. Лучшая подсказка - посмотрите на публичную дорожную карту Microsoft Teams. Сейчас много инвестируется в то, чтобы сделать Teams лучшим ПО для коллаборации. Оно работает с тем же технологическим стеком, что и Skype. Поэтому вложения, которые делается в Teams, отражаются и на Skype.
Сотни. Многие работают за пределами Эстонии. Многие компании работают на рынке США или поглощены американскими корпорациями.
Одну из компаний, которая рождена усилиями экс-сотрудников Skype, уже неплохо знают украинцы в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. Это конкурент Uber - сервис такси Bolt (ранее - Taxify). Компания стартовала в Таллинне в 2013 году. Ее сооснователем стал Мартин Виллиг, трудившийся тогда в Skype, а первыми инвесторами - бывшие и действующие сотрудники компании.
Около года назад Bolt получил $175 млн инвестицй и звание второго “единорога” Эстонии. Сейчас он работает в 100+ городах на 30 рынках, активно бодаясь с Uber и другими сервисами в Европе, Африке и Австралии. В том числе - перезапустился в Украине. Как отмечал операционный директор Uklon Сергей Сушко, Bolt - “сильный игрок, который демпингует за счет скидок. Компании подобного плана заставляют людей, привыкших заказывать такси традиционным способом, начать использовать приложение. Потому что это дешево”.
акже в компании планируют запустить доставку еды и уже реализуют в Париже пилотные проекты по прокату электроскутеров. Хед-офис по-прежнему располагается в Таллинне.
Конкуренция большая. Есть много компаний, которые получают все больше и больше инвестиций от венчурных фондов, расширяются, а в этом случае нужны ресурсы. Это вызов. Но в то же время мы видим, что все больше людей интересуются Эстонией, как местом для работы и жизни. Мы можем быть привлекательными для лучших талантов извне Эстонии. Это вариант, который мы тоже используем.
Также есть одна вещь, которая делает нашу жизнь чуть проще - бренд Microsoft. Мы - единственная из топ-10 технологических компаний мира в этом регионе. Это дает нам определенные преимущества.
Еще один проект, который находится в шаговой доступности от офиса Skype - производитель самоуправляемых роботов-курьеров Starship Technologies. Компания появилась в 2014 году силами сооснователей Skype Януса Фрииса и Ахти Хейнла. Ее устройство - шестиколесный робот, который может перевозить в своем отсеке до 20 кг некрупного груза. Он ездит по тротуарам со скоростью до 7 км/ч. Это безопасно для пешеходов и, как говорит Ахти Хейнла, не рухнет на голову, как дрон. Сфера применения - ритейл и доставка “последней мили” из кафе/ресторанов. Отсек робота блокируется “на базе”, а открыть его может только заказчик, нажав соответствующую кнопку в мобильном приложении.
Проект в совокупности привлек $42 млн инвестиций. Starship целится в города с не самыми узкими тротуарами и хорошим покрытием 3G/4G. Сейчас девайсы катаются в Таллинне, Лондоне, нескольких городах Германии, а также в США. Тестируют их в паре гольф-клубов. У роботов несколько видеокамер, они ориентируются на компьютерное зрение и заложенные маршруты, данные о которых постоянно обновляют. Интересно, что в этом году очень похожих роботов начал тестировать Amazon. У него они называются Amazon Scout.
Кстати, название для компании искали с помощью программы - генератора имен, который написал Ахти Хейнла. Как рассказал он журналистам, пришлось пересмотреть тысячи названий, которые даже называть стыдно. Но среди них оказалось и текущее имя.
Точную цифру не скажу, но сказал бы, что от трети до половины наших сотрудников - иностранцы. Это точно больше 10 разных национальностей, может, даже больше 20. Многие из них - из Украины и России. Также у нас есть люди, которые переехали из штаб-квартиры Microsoft в Редмонде. Еще у нас работают люди из Испании, Германии, Индии, Латвии, Финляндии, Швеции.
Не могу сказать, что Украина - самый популярный источник инженеров для нас. Но могу перечислить многих украинцев, которых собеседовал и которые присоединились к нашей компании. Думаю, почти все они извне Microsoft. Они либо подались на вакансию, либо мы вышли на них через наш поиск талантов.
Однажды эстонский подросток Каарель Коткас регистрировался в крупном платежном сервисе. Но получил отказ из-за возраста: ему еще не было 18 лет. Каарель не растерялся. В скане документа с помощью Photoshop он исправил год рождения, попробовал снова. И сервис его пропустил.
Осенью 2015 года 20-летний Коткас вместе с партнером Янером Горохховымм запустил стартап Veriff. Сервис позволяет верифицировать пользователя онлайн. Для этого человек делает селфи, фото своего документа и селфи с документом. Компания помогает онлайн-сервисам и, в частности, банкам проверять, реальный ли человек сидит по ту сторону интернет-соединения. Veriff умеет проверять визуальное оформление документов из 190 стран, отличать биометрические показатели лиц на фото и видео и смотреть открытые реестры.
Стартап получил $8,3 млн инвестиций, большая часть из которых зашла около года назад. В людях компания растет интенсивно: с 19 до 221 за год. И да, вице-президентом по инжинирингу здесь работает бывший управляющий директор Skype.
У нас никогда не было телефонной поддержки. Поэтому к нам иногда приходят люди в офис с вопросами (смеется).
Наша большая проблема - много альтернатив, и мы должны предоставлять уникальную ценность, не только текст и звонки.
Конечно (смеется)! Есть целый букет разных сфер. Некоторые из них технологические, а некоторые - очень далеки от IT. Одна из моих идей - выпускать собственные солнцезащитные очки (улыбается). В то же время, если работа интересная, а внутри компании есть широкое влияние, и можно работать из Эстонии, это очень важно для меня. И это держит меня здесь."
14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...
Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...