"Система ППО, або Чому Україна не має чим збивати безпілотники", - військовий експерт

Війна в Нагірному Карабасі чітко показала значення безпілотної авіації на полі бою. І тепер з новою силою постало питання, як з нею ефективно боротися.

Про це у своєму блозі пише військовий експерт Михайло Жирохов, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Наработанных вариантов немного — либо модернизация под новые условия войсковой системы противовоздушной обороны, либо насыщение боевых порядков системами радиоэлектронной борьбы.

Итак, ствольная войсковая ПВО практически во всех постсоветских армиях представлена единственной системой — ЗУ-23-2. У нас в армии тоже таких систем более чем достаточно, однако они не связаны в единым управлением, не имеют целеуказания от радиолокационной станции, и значит — бесполезны в борьбе с беспилотниками.

В качестве контрпримера показателен опыт соседней Польши. Тут конструкторы смогли выдать комплекс на основе ЗУ-23-2, а военное ведомство найти деньги на его закупку. Речь идет о зенитной ракетно-артиллерийской системе PSR-A Pilica от Zakłady Mechaniczne Tarnów. Фактически это ЗУ-23-2 с двумя пусковыми установками зенитных ракет GROM/Piorun на шасси армейского грузовика Jelcz 442.32 4×4, объединенных в единую систему с мобильной радиолокационной станцией SRL-97.

Причем поляки максимально использовали отечественные комплектующие, но при этом РЛС построена на базе израильского IAI/Elta ELM-2106 NG.

Фактически сейчас система PSR-A Pilica состоит из командного пункта, РЛС и шести зенитных установок, связанных единой автоматизированной системой управления. Польская армия должна получить до конца 2022 года шесть таких батарей.

Здесь важно отметить, что несколько лет поляки пытались выстроить совместную с нами систему ПВО для борьбы с беспилотниками. Результатом стал комплекс «Маргаритка» (ZRN-01 Stokrotka), который разрабатывали ГАХК «Артем» (Киев) и польская компания AREX. Представленный на выставке «Оружие и безопасность-2017» комплекс представлял собой шасси грузовика STAR 265M2 в 6х6 с установленной системой для пуска неуправляемых ракет РС-80П и современную систему управления огнем Tonaz.

По заявлению конструкторов, новый комплекс позволял поражать воздушные цели на расстоянии до 4 км, включая вертолеты Ми-24, Ми-8/17 и беспилотники. Однако в последние пару лет никаких новостей о продвижении проекта нет.

Предлагали поляки и свой вариант модернизации наших ЗУ-23-2, однако после полевых испытаний от него по непонятным причинам отказались.

Самостоятельно наши фирмы пытались продвинуть модернизацию самоходных ЗСУ-23-4 «Шилка» в качестве «убийцы беспилотников». Ведь по идее четыре ствола со скорострельностью 3400 выстрелов в минуту могут обеспечить довольно высокую плотность огня на дальностях до 2 км и таким образом быть эффективными против беспилотников ближнего действия.

На различных выставках даже показывали пару макетов с вариантами модернизации от ГП «Завод Арсенал». Причем один из вариантов даже предусматривал установку модуля с четырьмя зенитными ракетами. Правда, производитель говорил о мифических «Колибри» или «Барс», но сам факт работ в этом направлении имело место быть.

Однако, судя по всему, эти проекты натолкнулись на суровую реальность — дело в том, что на момент аннексии Крыма весной 2014 года «Шилка» фактически не состояла на вооружении, 105 единиц находились на базах хранения в Нежине, Вознесенке, Балаклее и др. Единственная часть, у которой они были в строю, — 36-я бригада береговой обороны в Крыму. Одиннадцать ЗСУ-23-4 были захвачены россиянами, возвращены нам в июне 2014 года и после ремонта в Николаеве в 145-м ремонтно-восстановительном полку отправлены на фронт.

Наши военные возлагали большие надежды на восстановление остального парка «Шилок». Однако в установке оказалось столько деталей и агрегатов, которые производились исключительно в Российской Федерации, что в итоге удалось поставить в строй всего около 30 машин, которые ныне составляют систему объектовой ПВО на второй и третьей линии обороны на Донбассе.

Восстановление остальных «Шилок», которые находятся на хранении, остается под большим вопросом — ради 50-60 машин разворачивать производство деталей попросту нет смысла. Другое дело, если, например, мы сможем получить хотя бы один-два зарубежных контракта. Но до этого очень далеко.

Варианты модернизации установок и их опробование в боевых условиях стоит рассматривать, прежде всего, под углом увеличения экспортной привлекательности нашей «оборонки» в целом. Ведь освоить ремонт шасси без россиян мы пока не в состоянии, а вот повысить боевую мощь за счет новой электроники нашим предприятиям вполне по силам. А будут экспортные заказы, значит, наш военно-промышленный комплекс будет иметь больше возможностей для модернизации станочной базы и, собственно говоря, удешевления оружия для ВСУ."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Один з найважливіших для християн днів року. Благовіщення Пресвятої Богородиці: Історія і заборони свята

понеділок, 25 березень 2024, 6:15

25 березня за новим стилем (7 квітня - за старим) - Благовіщення Пресвятої Богородиці, яке належить до числа дванадесятих свят, тобто, найбільш значущих у житті Ісуса Христа і Богородиці. За Біблією, саме в цей день Архангел Гавриїл повідомив Діві Марі...

День Віри, Надії, Любові та Софії: Народні прикмети 17 вересня

неділя, 17 вересень 2023, 8:18

За новоюліанським календарем християни східного обряду України вперше святкують день ангела жінки на ім'я Віра, Любов, Надія і Софія. Ще минулого року цей день припадав на 30 вересня. Також в честь цього дня іменинницям обов'язково потрібно сходити в ц...