Про це у своєму блозі пише популярний білоруський дослідник часів СРСР і блогер Максим Мирович, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:
"Для начала немного о том, откуда именно взялось советское бытовое хамство. Практически все годы своего существования СССР был страной с очень бедным населением, а социальные блага в этом государстве "распределялись" сверху — вот это два самых главных фактора и причины таких отношений между людьми. Первый фактор — бедность — постоянно порождал конфликтные ситуации в борьбе за тот или иной ресурс (от колбасы до автомобилей), а второй фактор — система государственного распределения — облекал эти конфликты в весьма своеобразную форму, характерную только для советского строя — всё дело было в искаженном представлении людей, откуда в обществе берутся те или иные блага.
В принципе, с точки зрения глобальной экономики СССР не так уж сильно отличался от капиталистических стран — в стране работали предприятия, которые производили продукцию либо услуги, а работники отчисляли часть своей зарплаты в виде налогов в бюджет — но дьявол, как известно, кроется в деталях. Чисто советский нюанс заключался в том, что в стране не существовало частной собственности, а налоги, как и общий ВВП страны считался как бы "государственным" — и всё, что строилось и создавалось на эти деньги, считалось чем-то вроде "государственной милости". Построили вам квартиру? — Скажи спасибо государству! Привезли в магазин свежую рыбу? — Государство заботится о нас! О том, что всё это делалось на деньги тех самых рабочих и крестьян, говорить было как-то не принято, "создано на государственные средства", и всё тут.
Это ложное представление было повсеместным, и профильтровывалось "сверху вниз" во все сферы советской жизни, что разумеется не могло не порождать конфликты на бытовом уровне.
Пожалуй, классика жанра, запомнившаяся многим по позднесоветским годам. Продавцы постоянно ругались с покупателями, пытаясь впарить неликвид вроде плохих помидоров ("а гнилые кто брать будет, Пушкин?"), а покупатели собачились между собой за место под солнцем в очереди ("вас тут не стояло!"). Вежливость в сфере советской торговли была ненужным рудиментом, так как внутри этой сферы не существовало конкуренции (все магазины были государственными), и продавцам не нужно было бороться за покупателя — покупатели всё равно пойдут в единственный на районе овощной, чтобы купить подгнивший лук или капусту, других вариантов у них нет.
Очень хорошо помню, как изменилась ситуация с появлением первых коммерческих магазинов — там отношение к покупателям было совсем другим, так как продавцы были в них кровно заинтересованы. Да и сами покупатели не ругались между собой — в коммерческих магазинах не бывало дефицита и очередей, всего было вдоволь.
Думаю, многие читатели еще помнят эпичные скандалы и даже драки в советских трамваях и автобусах. Возникали они чаще всего всё по той же причине — борьбе за ресурс, в данном случае свободное место, плюс нередко возникали "классовые разборки". Частного автотранспорта в СССР было очень мало, и гражданам приходилось добираться на работу почти исключительно в общественном транспорте, который был постоянно перегружен (по крайней мере, в Минске было именно так). В трамваях возили полные сумки продуктов, какие-то доски и канистры, ящики с рассадой, коробки из-под обуви с чирикающими цыплятами внутри — места постоянно не хватало, из-за чего возникали скандалы и ругань, иногда доходящие до потасовок.
Кроме этого, часто начальная и конечная точка маршрута трамвая или автобуса соединяли какой-нибудь завод со спальным районом, и на этих маршрутах (особенно в пятницу вечером) ездил весьма "специфический контингент граждан, посторонним там лучше было не появляться.
Уже после распада СССР многие граждане смогли купить себе личные автомобили, маршруты общественного транспорта стали оптимизироваться и разгружаться, такси перестало быть роскошью, и как результат — число конфликтов в общественном транспорте значительно уменьшилось.
А также в других медицинских учреждениях, вроде больниц. Здесь действовало то же правило, что и в советской торговле — "куды ты денешься, всё равно к нам придешь!". В СССР не существовало частных медицинских центров, по сути не было вообще никакой альтернативны государственной медицине, и часто для получения какой-нибудь ничтожной медицинской справки людям приходилось унижаться и выслушивать негативные тирады просто потому, что а) у районной врачихи плохое настроение, б) у нее сегодня было 50 посетителей, а вы 51-й и она уже устала, в) вы ей просто почему-то не понравились и г) "ходят тут за всякой ерундой, вместо того чтобы дома сидеть!".
Как и у работников других отраслей советской экономики, у врачей не было ощущения, что они живут за счет вот тех самых пришедших к ним на прием рабочих Петрова и Сидорова, у которых из зарплаты высчитали налоги на медицину, и отношение было соответствующим — "зарплату мне платит государство, а вы (Петров и Сидоров) имеете "бесплатную медицину" и что-то тут еще требуете!"
В постсоветские времена стали появляться частные медицинские центры, где прямая оплата тех или иных медицинских услуг сделала своё благое дело — врачи и другой персонал стали вежливыми и внимательными.
Номинально в СССР считалось, что в стране функционирует народная власть, которая якобы защищает интересы трудящихся. На самом деле сложно представить себе более далекую от народа власть, чем органы власти времен СССР — в стране существовала только одна партия и де факто не существовало никаких выборов, все "выборы" в органы местной власти заключались только в том, чтобы выбрать между коммунистом Ивановым, комсомольцем Петровым и (изредка) беспартийным Сидоровым. Кроме того, на большинство руководящих должностей люди вообще назначались — и разумеется, больше старались угодить вышестоящему начальству, чем простым людям.
На практике это выливалось в бюрократическую волокиту даже по самым мелким вопросам, да и нахамить простому посетителю было в порядке вещей — по сути, органы власти никак не отчитывались перед народом за свою деятельность, и несли ответственность только перед начальством. В прессе времен Перестройки стали появляться десятки, если не сотни разоблачительных и обличительных статей, направленных против местных властей — это прорвался тот нарыв, который до этого зрел десятилетиями.
С распадом СССР те бывшие советские республики, что стали двигаться в сторону цивилизации, сделали у себя в странах честные выборы, и выбранные народом власти ведут себя совсем иначе.
Не буду говорить, что этим занимались все милиционеры (там хватало вполне достойных людей), но я слышал про случаи, когда менты наслаждались своей властью в таких случаях — просто подходя к человеку и цепляясь к его внешнему виду. Отчасти это происходило всё по той же причине — милиция в буквальном смысле не понимала, что живет на средства тех самых граждан, а получала деньги якобы "от государства", и это же "государство" и охраняла.
Ближе к концу СССР милиция стала немного меняться, к внешнему виду граждан цепляться перестали, и отчасти именно это породило яркую и пеструю визуальную культуру 1980-х годов — с их причудливой формы прическами, макияжем и одеждой)
В принципе, скандалы с соседями не так уж редки и в наши дни, но в советское время они имели весьма специфический окрас — во-первых, существовало множество коммунальных квартир, где в условиях ограниченного пространства, ограниченных ресурсов и ограниченной приватности были вынужденны существовать множество людей — что разумеется, не могло не порождать конфликты.
Во-вторых, не существовало рынка недвижимости, квартиры "распределялись сверху", из-за чего было размазано само понятие социальных слоев, и часто интеллигенция была вынуждена жить на одной площадке с уголовниками-рецидивистами. Всё это порождало конфликты, которых просто не существует в других странах — там различные слои населения с различными взглядами на жизнь живут, как правило, обособленно и гармонично."
Провідна або поминальна неділя, проводи, провідки, гробки, опроводи, радониця, дарна неділя, радниця, Томина неділя – все це назви однієї і тої ж традиції – згадувати душі померлих в першій після Великодня недільний день. Провідна неділя 2025 року у хр...
Після Великодня почалася Світла седмиця. Кожен день цього тижня має свої традиції. Цьогоріч 23 квітня східні та західні християни разом відзначають Світлу середу. Про традиції третього дня Світлої седмиці переказують Патріоти України. Далі - мовою ориг...