Ціна урбанізації: Що за ферми будують "нові Карлсони" на дахах Парижу, - ЗМІ

Ціна урбанізації колосально висока. І проблема не тільки в місті, яке пожирає ресурси у величезній кількості. Проблема і в тому, що місто робить з просторами за межами міста.

Про це йдеться в матеріалі Ділової столиці, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"Сады и фермы взбираются на крыши западных мегаполисов. В будущем году планируется открытие крупнейшей городской фермы в Париже - она займет 14 тыс. кв. м на крыше выставочного центра. Свежие овощи и фрукты - до тысячи кило в день, никаких пестицидов и химикатов, ферма, по словам ее создателей, "должна стать раем биоразнообразия", и, непременно, ресторан на 300 персон.

Столица мира - Париж - уверенно шагает к экологическим идеалам: запрет на въезд в город старых машин с дизельными двигателями, замена асфальта и камня на травяные проницаемые покрытия, озеленение всего, чего можно и нельзя. Мэр заявляет, что город должен стать "углеродно-нейтральным", пускай даже для этого придется засадить растениями не только набережные, дворы, площади, автобусные стоянки и часть парковок, но и крыши домов.

Городское земледелие становится трендом и завоевывает Запад - предварительно утвердившись на Востоке. Городские фермеры занимают крыши, витрины, балконы, подвалы. Аргументы в пользу даже самого крошечного балконного садика в офисном центре не отличить от тех, что говорят создатели парижской мега-фермы (хотя с точки зрения ферм традиционных 14 тыс. кв. м - это мизер) - экология, продуктовая безопасность, социальная миссия, углеродный след, то есть снова экология.

Все правильно говорят. Если учесть, что к 2050 г. в городах будут жить 75% населения Земли, а значит, многие города удвоят свое население - это не пройдет даром для окружающей среды. Процесс роста городов и процесс разрушения экосистемы связаны неразрывно, но об этой связи не принято говорить вслух. Это одна из тех неприятных правд, которые предпочитают не муссировать. Да и какой у нас выход? Вся история нашей цивилизации - от неолитической революции - неразрывно связана с городом. Все население планеты - исходя из прогнозов на 2050 г. - стремится в города, где сосредоточены рабочие места, деньги, возможности, удовольствия, социальные лифты. Социальный статус жителя большого города куда выше, чем статус жителя провинциального городка, который, в свою очередь, высокомерно поглядывает на жителей сельской местности.

Цена урбанизации колоссально высока. И проблема не только в городе, который коптит небо и пожирает ресурсы в огромном количестве. Проблема и в том, что город делает с просторами за городской чертой. Пока на парижских крышах высаживают клубнику и обещают невиданные урожаи и "рай биоразнообразия", в сельской местности приходят в упадок, вымирают, зарастают бурьяном и превращаются в пустошь целые села, некогда кормившие Париж. И дело вовсе не в том, что Париж теперь сам выращивает для себя яблоки и делает сидр, а потому не нуждается больше в нормандских фермах - всем крышам Парижа, включая шпиль собора Парижской богоматери, не прокормить парижан. Урбанизация в корне изменила структуру продуктового рынка, сделала его глобальным. Теперь яблоки в парижские супермаркеты завозят не из Нормандии, а из Польши. И большинство парижан покупают яблоки именно в супермаркетах, а не на крестьянских рынках и не в местных зеленных лавках, чья доля за последние десятилетия стала крайне мала.

Мода на экологические решения, поразившая крупные города, конечно, имеет под собой основания. Во-первых, это красиво. А еще - "элемент устойчивого развития" и "социально ориентированный проект". Но это именно мода, которая началась в перенаселенных городах Юго-Восточной Азии, началась весьма прозаически - из реальной необходимости разрешить кризис с продовольствием и отходами на очень небольшом и очень перенаселенном пятачке. Вокруг Сингапура или Гонконга никогда не было таких прекрасных сельскохозяйственных угодий, как вокруг Парижа и других городов Европы и США, также захваченных модой на "урбанистическое фермерство". Угодий, которые, впрочем, уже и сельскохозяйственными не назовешь, потому что села вымирают, фермы продаются за копейки или просто оставляются и превращаются в пустошь. Именно в пустошь, потому что земля, которую много лет использовали для выращивания сельхозкультур, не спешит красиво дичать. Ситуация с заброшенными фермами в некоторых американских штатах настолько запущена, что экоактивисты берутся засаживать брошенные поля лесом.

Что бы ни говорили парижские фермеры-карлсоны, им не накормить Париж. Сразу по целому ряду причин, первая из которых заключается в том, что города - страшные обжоры. Им пищи нужно не "достаточно", а "в избытке". Суперпотребление городского населения - один из рецептов успеха урбанизации. Проверьте на себе: посчитайте, сколько испорченных продуктов вы выбрасываете и сколько лишних упаковок выносите из супермаркета, куда зашли только за пачкой макарон и пакетом молока. Но это только половина проблемы. Вторая половина заключается в том, что продукты для массового рынка стандартизованы и дешевы. В то время как выращенные на крыше клубника и огурцы - без пестицидов и химикатов - нестандартны и дороги. Городские фермы, сколько бы их создатели ни рассказывали о "продуктовой безопасности" и чуть ли ни о грядущем самообеспечении города, не вытеснят привозных продуктов с полок супермаркетов и не заменят их. У них и цели такой нет - что бы кто ни говорил. Все, что они могут сделать и делают, - пытаются восполнить для богатых горожан потерянный рай крестьянского рынка.

Но, может, это экологическое решение, которое улучшает атмосферу в городе и позволит в перспективе снизить углеродный след? Хотя бы в рамках конкретного Парижа.

Однако экологические проблемы не решаются в рамках одного города - пускай даже "столицы мира". Углеродный след - это глобальная проблема. Мэр может приблизительно посчитать, сколько углеводородов выбрасывают автомобили и предприятия в черте города. Но станет ли он считать, каков углеродный след от загородных электростанций, которые заряжают аккумуляторы для парижских электромобилей? Или какова доля Парижа и парижан-покупателей в общем ущербе окружающей среде, наносимом глобальным сельским хозяйством? Или даже каков углеродный след, оставленный при сооружении одной фермы площадью 14 тыс. кв. м на парижской крыше?

Озеленение городов - парки, скверы, газоны, трава вместо асфальта и садики вместо стоянок - безусловно, улучшает условия жизни в этих городах. Это, возможно, не сильно улучшит экологическую обстановку на планете в целом, но делает куда более уютной жизнь горожан. Но городские фермы - это совсем о другом. Стремление горожан выращивать для себя пищу выдает какую-то глубокую психологическую травму урбанизированного общества.

Можно было бы всех собак повесить на эпоху индустриализации - это ей нужны были рабочие руки, это она сорвала людей с земли, поставила к станкам, засунула в тесные квартирки. Это она провозгласила коренной разрыв между городом, символом успеха, прогресса и светлого будущего, и деревней - уделом первобытного ковыряния в земле. Но это было бы несправедливо. Разрыв и презрение к ковырянию в земле в западной культуре были и до индустриализации. Но что бы город ни мнил о себе, он всегда оставался зависим от продовольствия, которое привязывало его к деревне. Может, в урбанистических фермах кому-то видится преодоление этой унизительной связи?

Впрочем, этот вопрос не то чтобы классовый. В наше время переезд в город - это просто мейнстрим, чтобы не сказать - Мальстрем современности. Что же до городских ферм и садов, то это просто удобный для горожан формат единства с природой. Эта потребность все еще существует в душах горожан - уже в виде атавизма. У жителей мегаполисов чем дальше, тем меньше желания выезжать за черту города - там для них нет ничего интересного, напротив, просторы их даже угнетают. Создание городских ферм - это попытка упаковать природу, экологию, биоразнообразие в супермаркетовскую удобную упаковку для городского употребления.

И это очень востребованный товар - публика испытывает необходимость в утешении фермами. Они дают нам ощущение того, что, живя в больших городах, неистово коптящих небо, мы можем делать что-то спасительное для природы. Даже если мы берем у нее на миллион, а отдаем на пять копеек - это дает нам возможность чувствовать себя лучше."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

Один з найважливіших для християн днів року. Благовіщення Пресвятої Богородиці: Історія і заборони свята

понеділок, 25 березень 2024, 6:15

25 березня за новим стилем (7 квітня - за старим) - Благовіщення Пресвятої Богородиці, яке належить до числа дванадесятих свят, тобто, найбільш значущих у житті Ісуса Христа і Богородиці. За Біблією, саме в цей день Архангел Гавриїл повідомив Діві Марі...

День Віри, Надії, Любові та Софії: Народні прикмети 17 вересня

неділя, 17 вересень 2023, 8:18

За новоюліанським календарем християни східного обряду України вперше святкують день ангела жінки на ім'я Віра, Любов, Надія і Софія. Ще минулого року цей день припадав на 30 вересня. Також в честь цього дня іменинницям обов'язково потрібно сходити в ц...