Вибори 2019: Яким опитуванням можна довіряти, - ЗМІ

Журналісти вивчили опитування ключових соціологічних служб і зіставили з результатами першого туру.

Хто з соціологів збрехав, а хто - сказав правду? Журналісти зіставили підсумки виборів з цифрами соціологічних опитувань і з'ясували, кому із соціологів можна довіряти, а хто відпрацьовував замовлення і малював опитування, передають Патріоти України з посиланням на LIGA.net. Далі - мовою оригіналу:

"Официальные результаты

Первая пятерка лидеров по результатам подсчета голосов ЦИК выглядит так:

Владимир Зеленский - 30,2%
Петр Порошенко - 15,9%
Юлия Тимошенко - 13,4%
Юрий Бойко - 11,6%
Анатолий Гриценко - 6,9%

Цифры социологов

За два десятилетия работы LIGA.net отобрала для себя пул социологических служб, работе которых мы доверяем и информацию которых почти всегда публикуем. Впрочем, каждый опубликованный опрос мы сопровождаем и цифрами от службы-конкурента. Мы используем цифры Киевского международного института социологии (КМИС), фонда Демократические инициативы, Центра Разумкова, группы Рейтинг и службы Социс. Результаты других социологических служб мы стараемся не использовать, либо если это групповое исследование - ищем в списке одно из названий сверху.

Итак, что говорили социологи? Все цифры - определившиеся избиратели, которые говорили, что точно придут голосовать.

КМИС, Деминициативы. Цифры оказались самыми приближенным к итоговым:

Зеленский - 27,6%
Порошенко - 18,2%
Тимошенко - 12,8%
Бойко - 11,1%
Гриценко - 8,4%.

Центр Разумкова. Перед первым туром давал такую картину:

Зеленский - 24,8%
Порошенко - 22%
Тимошенко - 14,8%
Бойко - 10%
Гриценко - 8,2%.

Группа Рейтинг. В финальном прогнозе:

Зеленский - 26,6%
Порошенко - 17,2%
Тимошенко - 17,2%
Гриценко - 9,8%
Бойко - 9,5%.

Группа Социс. Социологов связывают с политконсультантом Порошенко Игорем Грынивым. Вот цифры:

Зеленский - 26,6%
Порошенко - 14,8%
Тимошенко - 8,7%
Бойко - 7,9%
Гриценко - 6,4%.

Врали или нет

"По большому счету - нет. Особенно меня поразило, насколько сошлись четыре экзитпола", - говорит директор фонда Деминициативы Ирина Бекешкина. Ее компания совместно с КМИС и Центром Разумкова проводила национальный экзитпол, и он очень точно предсказала исход первого тура. "Мы не работали на клиента, а вот остальные компании работали на разных клиентов, это очевидно", - добавила она.

Экзитпол Социального мониторинга, рассказала Бекешкина - это NewsOne и 112. Социс - работали с Порошенко. Info Sapiens делали для канала 1+1, и очевидно, что это Коломойский, отметила она. Но у всех "плюс-минус сошлось".

У серьезных социологических служб попыток манипулирования опросами или подыгрывания кандидатам не было, подтверждает Владимир Паниотто. Отдельно взятые фиктивные исследования - не в счет. "Они неизвестно, как и где проводились, какими-то пиар-центрами или вообще непонятными конторами. Были ли они вообще или цифры брались с потолка", - объяснил он.

Но, как и в предыдущие годы, заказчики во время этой кампании пытались манипулировать результатами опросов. Например, не давали опубликовать данные опросов, которые им не нравились - у них есть такое право. "Публикуют только выгодные данные. Поэтому и складывается впечатление, что социологи подыгрывают заказчикам", - говорит социолог.

Паниотто в Социологической ассоциации Украины отвечает за аккредитацию. Несколько раз он проверял "очень странные результаты" некоторых центров. И выяснил, что большая загвоздка - в методологии, которую так и не унифицировали.

"Все используют разные данные, а это создает дополнительную погрешность", - отмечает он. Перепись населения в Украине была 18 лет назад. Одни компании перешли на данные ЦИК, считая, что они точнее. Другие остались на данных Госкомстата. Плюс разные министерства дают разные цифры по распределению переселенцев Донбасса: "Количество определяется с точностью до 700 тысяч в двух министерствах. Короче, есть проблемы, и этим пользуются заказчики, пытаются заказывать там, где им выгоднее, и не публиковать то, что не выгодно".

По данным социологов, тезис о том, что все опросы - ненастоящие, а социологи - врут, разгоняла в информационном пространстве Тимошенко. Причем до нового года, пока она лидировала в рейтингах кандидатов в президенты, ее все устраивало. Социология умерла, когда стало ясно, что она точно не выходит во второй тур.

Так кому верить

Выбор социологических служб, данные которых регулярно публикует LIGA.net, в целом оказался корректным.

Как и в прошлые годы, данные КМИС и Деминициатив оказались максимально точными - насколько социологию в принципе можно считать точной наукой. У Центра Разумкова разрыв между первым и вторым местом оказался слишком большим, но в целом картина - верная. Группа Рейтинг - немного переоценила возможности Тимошенко, социологическая компания Социс - прогнозируемо ЮВТ недооценила."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...