Зеленський і Росія: "Як розчарувати Кремль в обхід "Мінська", - ЗМІ

Якщо новий президент має намір стримувати Москву та домагатися повернення захоплених територій, йому доведеться діяти жорстко.

Про це йдеться в матеріалі видання DsNews, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"То, что первый визит в качестве президента Владимир Зеленский нанесет в Брюссель, очень показательно сразу по нескольким причинам.

Украинский Пеннивайз

Прежде всего, это удобный способ в очередной раз продекларировать, что курс Украины на евроинтеграцию остается неизменным. Причем здесь важно то, что как минимум формально Брюссель политически равноудален от таких тяжеловесов, как Берлин и Париж, - то есть Зеленский избегает ответа на вопрос о старшинстве между ними. Наконец, Брюссель - не Вашингтон, куда ввиду явной размолвки с администрацией Трампа новоизбранный президент Украины доберется нескоро. Впрочем, по всей видимости, такой визит все же состоится куда раньше, чем в Москву.

Белокаменная в этом раскладе вообще не просматривается не только в силу того очевидного обстоятельства, что визит в Россию обойдется Зеленскому в изрядную долю рейтинга. Просто говорить, по большому счету, не о чем. Симпатии к Зеленскому играли едва ли не последнюю роль в массированной поддержке его россиянами в ходе президентских выборов. Более того, со стороны Москвы было очень неосмотрительно - в силу прежде всего внутриполитических причин - отдавать приоритет украинской избирательной гонке в своем информпространстве. И теперь в том, что касается общения с Зеленским, Кремль оказался заперт в очень узком коридоре: как минимум он - просто ничего не решающий клоун, как максимум - подобие кинговского Пеннивайза, причем любой из вариантов исключает возможность диалога на равных. Но не общения как такового, разумеется - отсюда и разного уровня призывы "начать с чистого листа". Тем более что цели Москвы на украинском направлении просты и прозрачны, они не менялись с 2014 г.

Во-первых, это реинтеграция оккупированных территорий в Донецкой и Луганской области на условиях Путина - то есть превращение Украины в конфедеративное государство, в котором контролируемые российскими наместниками территории будут иметь возможность прямо влиять на внешнюю политику. То есть интеграция Украины в НАТО будет остановлена.

Во-вторых (и это, пожалуй, важнее), Москва мечтает выжать из украинской власти признание аннексии Крыма. Но здесь не без вариантов - и эти опции связаны как с предыдущим пунктом, так и со следующим.

Потому что, в-третьих, пользуясь тем же механизмом, Россия (попутно сняв с довольствия несколько малоэффективных "пятых колонн") получит в украинском парламенте полностью контролируемую - и немалую - фракцию с российскими паспортами под полой. Как видим, мажоритарные округа и при нынешних раскладах остаются надолго, а в случае "воссоединения" - останутся и подавно в рамках широких компромиссов. Кроме того - квоты, как у Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Даже исходя из сегодняшних, относительно "чистых" раскладов, симпатики и зависимые от РФ политики вполне способны получить "блокирующее конституционное меньшинство", как это практически всегда и было до захвата Россией Крыма и восточных районов Донецкой и Луганской области. Правда, и переход к пропорциональной системе не станет непреодолимым препятствием в условиях сохранения пророссийскими элементами контроля над популярными телеканалами. Подобный сценарий "возвращения" оказавшегося дорогим в содержании Крыма, который в таком случае можно выдать как "защищенный" великим Путиным от "нацистских карателей" и переданный "нормальным украинцам", стране-сателлиту, не раз озвучивался реакционными российскими комментаторами.

В рамках подобной капитуляции можно даже "вернуть" неудобный Крым (доведя представительство деструктивных сил в парламенте, а соответственно и в правительстве, а также в его службах примерно до трети), окончательно закрыв вопрос с Европой.

Иными словами, Россия ждет от Зеленского, в общем и целом, падения перед нею на колени в рубище и с цепью на шее. На недавние колкие ответы-филиппики украинского президента там реагируют раздраженно, привычно подчеркивая "несамостоятельность" Киева, но при этом заманивая нового главу украинского государства якобы наличием поля для маневра.

Поэтому визит в Москву, как и любая встреча с Путиным, будет расценен в РФ как успех, поэтому Зеленского пока не пугают "уголовными делами" или чем позабористее. Разумеется, это банальная тактика салями - уступки в малом порождают уступки в большем. Обещать избирателям "мир" было столь же опрометчиво со стороны нынешнего президента, сколь и со стороны его предшественника.

В чем конкретно - кроме условной смены стилистики восточной политики и амбициозной заявки на идеологическое лидерство на "постсоветском пространстве" (понятие, которое, к несчастью, вновь возвращается в наш политический словарь) - может состоять российская политика Зеленского, сказать непросто. Можно быть уверенным, судя по озвученному профильным заместителем главы АП Вадимом Пристайко заданию "перезапустить" Минск, что этого не знают и на самой Банковой.

Заметно, что в условиях ощутимого провисания отношений с МВФ и Соединенными Штатами некоторые назначения и экзотические идеи несколько ослабили позиции Украины в противостоянии с РФ. Из плюсов - Путин и его окружение живут в полностью иллюзорном мире, в котором отсутствует какое-либо понимание поведения и мотивации Зеленского и какой-то части его политической команды (тем более что она и сама лишь продолжает формироваться). Из минусов - на все непонятное и чуждое путинская Россия с завидной регулярностью отвечает агрессией.

Неизбежное разочарование

Но, так или иначе, если новый президент намерен сдерживать Москву и добиваться вывода войск оккупантов с территории нашей страны и возвращения захваченных территорий, ему, по идее, придется действовать достаточно жестко.

Во-первых, в свете решения Международного трибунала по морскому праву в пользу Украины президент должен вывести этот вопрос за рамки обмена военнопленными и требовать выполнения РФ решения суда. В противном случае - развернуть кампанию за введение против России "гамбургских санкций", о которых упомянул посол Украины в Германии Андрей Мельник (кстати, Берлин находится среди первых направлений визитов президента Зеленского). На существующей базе коалицию подобного рода создать все еще можно.

Разумеется, в реальности механизмов принуждения России к выполнению решения трибунала, кроме введения против нее очередных санкций, не имеется. Но болезненные для Москвы ограничения могут последовать в форме ареста активов РФ за рубежом, в первую очередь судов. Закрытие портов - возможно, но сомнительно, для этого необходимо, чтобы РФ дополнительно насолила еще кому-нибудь, причем именно в Европе или Азии, поскольку нынешние США, как известно, с сомнением относятся к международным организациям, в особенности с правовым профилем. Так что арест имущества (поскольку такая практика уже наработана) - это более вероятный сценарий.

Примечательно, что, по мнению юристов, отказываясь выполнять решение трибунала, Россия фактически будет не в состоянии защищать своих судовладельцев. Дело в том, что в свое время Москва специально уточняла, что она признает полномочия и правомочность Трибунала ООН в вопросах, связанных с неотложным освобождением задержанных судов и экипажей. Так что жесткая линия президента Украины в этом вопросе вполне оправдана - по сути, это прощальный подарок, сделанный ушедшей властью, отчаянно бившейся именно за такое решение суда.

Во-вторых, в русле политики "инвентаризации" Зеленский, а в первую очередь его новый секретарь СНБО Александр Данилюк (к чьей сфере ответственности относится этот вопрос), вполне могли бы расширить и углубить санкции против российских компаний из числа тех, которые продолжают прямо и опосредованно работать на украинском рынке. За исключением, разумеется, тех случаев, в которых такое расширение и углубление угрожает стабильности нашей банковской системы и казначейства (речь идет о держателях украинских государственных ценных бумаг). Это и проявление политической целостности, и применения инструментария "войны другими методами".

Конечно, если забрать из картинки закупку ядерного топлива и транзит газа (к зиме Украина обязана выжать из "Газпрома" максимум по транзитным соглашениям), то, вопреки пропаганде в ходе избирательной кампании, украинско-российский товарооборот упал в десятки раз. Правда, представители новой власти уже успели заявить, что разорвать связи не получится, и не слишком ясно - то ли это эффект ознакомления с реальным положением дел, то ли продолжение кокетничанья с одним из сегментов избирателей. В любом случае нанести заметный ущерб РФ таким образом все еще можно, кроме того, этот путь позволил бы администрации Зеленского более четко позиционироваться в своей внешней политике.

В-третьих, вероятно, декларацию о лидерстве на постсоветском пространстве и создании аппарата пропаганды, фокусирующегося на оккупированных территориях, следует наполнить неким реальным содержанием. В конце концов, это вполне возможно, хоть и недешево. Кстати говоря, западные партнеры Украины явно будут не против, тем более что от них мало что может в этой сфере потребоваться (чем могли - уже помогли). Да и база опыта в данной плоскости за последние годы украинцами наработана как в волонтерской форме, так и в качестве алгоритмов работы специальных служб, в том числе в Вооруженных Силах.

Что касается политического уровня - повышения субъектности Киева в регионе, на континенте и в мире, - то в подобном проекте, по крайней мере на первых порах, некая "крыша" Украине будет необходима. Учитывая нынешнее состояние Великобритании, а также не до конца понятное направление развития ЕС, таких "крыш" может быть только три - это США, Германия или Китай. Однако с американцами нынешней власти придется как-то корректировать свои отношения (как минимум неплохо иметь долгосрочный алгоритм, позволяющий не путаться во внутренних американских политических процессах), Китай скоро превратится в полярный Америке геополитический выбор, ну а Германия в таком качестве по крайней мере заставит Россию понервничать.

Наконец, очевидно, что в силу множества внутренних и внешних факторов, отчасти порожденных природой собственной президентской кампании и риторикой Зеленского, как-то изменить статус-кво в клинче между Украиной и агрессором ему будет непросто. Пусть и в на порядок меньшей мере, он оказался в ситуации, похожей на обстоятельства Виктора Януковича, поскольку намекал избирателю на одно, так сказать, усиленно "подмигивая", а делать уже сегодня приходится совсем другое. То, что велят национальные интересы и здравый смысл. В общем, коридор возможностей Зеленского узок: он неизбежно станет разочарованием. Вопрос в том, для кого в большей мере - для украинского избирателя или российского руководства."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Інші публікації автора

14 вересня - Воздвиження Хреста Господнього: Що категорично не можна робити в цей святковий день

субота, 14 вересень 2024, 0:10

14 вересня за новим церковним календарем (27 вересня за старим) - Воздвиження Хреста Господнього, нагадують Патріоти України. Свято пов'язане з ім'ям рівноапостольної Олени, матір'ю імператора Костянтина, яка, згідно з церковним переказом, відшукала Хр...

Різдво Пресвятої Богородиці: Ця сильна молитва, прочитана з чистою душею, допоможе здійснити найзаповітніші бажання

неділя, 8 вересень 2024, 5:00

Різдво Пресвятої Богородиці віруючі за новим стилем відзначають 8 вересня. І цей день вважається дуже сильним енергетично, а молитви мають особливу потужність. За однією з традицій жінки, у яких немає дітей, накривають святковий стіл і запрошують бідни...